В системе взглядов немецкого ученого видны многие идеи родоначальника социологии француза Огюста Конта: эволюционизм, признание влияния географической среды на развитие народа, государства, роли демографических и космических факторов в функционировании политических систем, жизни этносов и государства. Влияние О. Конта просматривается в работах Ф. Ратцеля: «Земля и жизнь. Сравнительное землеведение», «Народоведение» и в фундаментальной книге «Политическая география».
Профессор Лейпцигского университета (с 1886).
Основные работы
"Народоведение"
- Географическое воззрение (рассмотрение внешних условий) и историческое размышление.
Сравнение народа Тубу, который за 2000 лет не изменил ничего в своей культуре и образе жизни и современных народов, которые многому научились, многое приобрели и главное - научились использовать все это.
- Указание переходов и внутренней связи. Человечество – единое целое.
По сути все произошло от одной культуры – основы, фундамента, на основе которой образовались, сформировали свой каркас другие, существующие и по сей день. Многие части этой культуры до сих пор остаются неизменными в руках человечества.
Область обитания человечества – эйкумена. В северном полушарии людей живет больше, чем в южном, потому что оно дает людям больше пространства, обширные соприкасающиеся между собой области, имеет больше преимуществ для развития человечества. Если взглянуть на карту, можно придти к выводу, что северные части материков находятся в более широкой связи, а южные значительно поделены между собой. Поэтому высшие формы культурного развития встречаются к северу от экватора (напр. Северные народы используют лук, а южные не знают о его существовании). Интересна, к примеру, граница распространения железа: там, где не знают железа неизвестно и скотоводство, основывающееся на выращивании КРС, буйволах, лошадях, козах, овцах и т.п., не разводятся свинья и курица.
Различие наблюдается и в общественно-политических отношениях: в Америке, Океании, Австралии (более древнее развитие) – развит групповой брак, материнское право, род; в Азии, Африке, Европе – патриархальная система, парный брак. Что доказывает, что «в человечестве восток с западом значительно противоположны друг другу. Америка — самый крайний восток человечества: здесь скорее можно найти более древние формы развития, чем в Африке и Европе, образующих крайний запад.»
Ратцель пишет, что наравне с тем, как географическая противоположность между севером и югом проходит по всей Земле, антропологический и этнографический контрасты ограничиваются так называемым Старым светом и прилежащими к нему землями.
Движение всего человечества к морю на всем протяжении существования (причины):
- Вода, как источник питания.
- Транспортный фактор – сначала просто мореплавание, затем изобретение парохода – активное мореплавание. Сейчас уже (кон. 19 века) мореплавание отошло на второй план, поэтому можно видеть, что «во всех частях Земли мы находим высокие степени развития мореплавательного искусства рядом с полным незнанием его. Т.к. по суши передвигаться было опасно (много врагов), по морю распространялась более высокая культура «приморского» народа в соседние участки земного шара.
- Положительное воздействие на дух человека.
Единство человеческого рода – не однообразие, но общность, доказанная свидетельствами во всех областях народной жизни.
Он делит народы на стоящих на низшей (дикие народы) и высшей ступени (европейцы) в лестнице. Под «дикими» Ратцель понимал народы, которые находятся в большей зависимости от природы, чем народы культурные. Он доказывает что все дикие народы живут в очень редком расселении, а высшая культура несет с собой и более высокую плотность расселения. «Однажды начавшееся смешение рас идет все дальше и дальше, причем каждый новый приток крови высшей расы выравнивает расстояние по отношению к высоте…» (напр. индейцы в Мексике или Перу почти уже достигают уровня потомков европейцев, от которых до завоевания их отделяла целая пропасть).