Составил исторический труд на персидском языке Джами' ат-таварих («Сборник летописей»), являющийся важнейшим историческим источником, особенно по истории Монгольской империи и Ирана Хулагуидов. Большую источниковедческую ценность представляет также переписка Рашид ад-Дина.
Происхождение
Рашид ад-Дин Фазлуллах ибн Абу-ль-Хайр Али Хамадани родился около 1247 года в иранском городе Хамадане. Считается, что он происходил из незнатной семьи учёных евреев. Дед Рашид ад-Дина врач Муваффик ад-Доулэ находился в окружении низаритского имама Рукн ад-Дина Хуршаха. После падения исмаилитских крепостей в конце 1256 года перешёл вместе со своим сыном (отцом Рашида) на службу к монгольскому хану Хулагу.
Рашид ад-Дин до перехода в ислам (около 1277 года, дата спорна) был известен как Рашид ад-Доулэ. После казни в 1318 году его голову носили по Тебризу, «возглашая о казни „неверного еврея“».
С другой стороны, информация о еврейском происхождении Рашид ад-Дина исходит из лагеря его врагов и потому вызывает сомнения. Дело в том, что после казни еврейского купца Са'д ад-Доулэ (1291), служившего с 1289 года везиром при ильхане Аргуне (1284—1291) и ненавидимого мусульманами, обвинение в принадлежности к евреям было верным средством опорочить противника. Так или иначе, в период своей службы при дворе Рашид ад-Дин выказывал себя ревностным мусульманином-суннитом шафиитского толка — господствующей идеологии в среде персидской гражданской бюрократии того времени.
Политическая карьера
Рашид ад-Дин поступил на государственную службу в период правления Абака-хана (1265—1282). Он служил, вероятно, в финансовом ведомстве, и в то же время был придворным врачом. Медицина в средние века не была отделена от других естественных наук, которые, как и математика, алхимия и астрология, особенно ценились монгольскими ильханами. Репутация учёнейшего врача и ботаника весьма способствовала укреплению авторитета Рашид ад-Дина.
Будучи придворным врачом ильхана Газана (1295—1304), Рашид смог использовать опалу и казнь везиря Садр ад-Дина Халиди, который незадолго до этого провёл неудачную реформу по вводу в обращение бумажных денег, и стать ближайшим советником и одним из двух везирей Высочайшего дивана (1298) — главного органа управления государством. Номинально первым везирем и хранителем государственной печати был Са’д ад-Дин Саведжи, но фактически на протяжении двух десятилетий всеми делами государства управлял Рашид ад-Дин.
Реформы
К началу правления Газан-хана государство находилось в глубоком экономическом кризисе. Осознавая необходимость перемен, Газан ещё до вступления на престол, по совету эмира Ноуруза, принял ислам, а затем сделал его государственной религией. Этот шаг позволил ему достичь сближения с иранской духовной и чиновной знатью, заинтересованной в укреплении центральной власти. Этой же цели служило выдвижение на высший пост потомственного чиновника Рашид ад-Дина.
В Рашид ад-Дин приписывает все заслуги в проведении реформ исключительно ильхану. Однако переписка Рашида показывает, что в основу реформ Газана были положены политические идеи его везира. Рашид ад-Дин был сторонником укрепления центральной власти. Его политическим идеалом было государство Сельджуков времён Низам аль-Мулька и Малик-шаха. Рашид считал необходимыми: усвоение ильханом и монгольской элитой традиций иранской государственности; борьбу с центробежными стремлениями монголо-тюркской кочевой знати; твёрдую фиксацию размеров ренты-налога и оздоровление финансового аппарата для облегчения положения ра’ийатов — крестьян и небогатых горожан — и поднятия их податной платёжеспособности; восстановление разрушенных ирригационной системы и сельского хозяйства, ремесла, торговли и городской жизни.