Лауреат Сталинской премии второй степени (1943). Член РКП(б) с 1918 года.
Биография
П. П. Бажов родился 15 (27) января 1879 года в семье рабочего Сысертского завода (ныне Свердловской области). В детстве жил в Полевском. В числе лучших учеников окончил церковно-приходскую школу, потом было Екатеринбургское духовное училище, в котором он учился с 10 до 14 лет и, наконец затем в 1899 году он окончил Пермскую духовную семинарию. Работал учителем в Екатеринбурге и Камышлове. Женился на своей ученице, в семье родилось четверо детей.
В Гражданскую войну воевал на стороне красных, с июля 1919 года — прибыл в г.Усть-Каменогорск (Казахстан) для восстановления разгромленной в ходе неудавшегося восстания узников Усть-Каменогорской тюрьмы большевистской ячейки. Под видом страхового агента осуществлял связь между партизанскими соединениями «Красных горных орлов».
После освобождения Усть-Каменогорска от белогвардейцев Бажов оказывается в центре событий. Он становится редактором, а по существу и организатором, и выпускающим, и метранпажем газеты. Одновременно ему вменяется в обязанность «сохранить общее наблюдение за работой отдела народного образования». Он создает учительские курсы, организует школы по ликвидации неграмотности, принимает участие в восстановлении Риддерского рудника. В июле 1920 года в казахские волости посылается 87 учителей, подготовленных с его участием. 10 августа 1920 года под руководством П. П. Бажова и Н. Г. Калашникова в городе прошёл Первый уездный съезд Советов.
В мае 1921 года П. П. Бажов, вследствие тяжелого заболевания и по просьбе Камышловского исполкома, возвращается к себе на родину, на Урал, в Камышлов. Там продолжает журналистскую и литературную деятельность, пишет книги по истории Урала, собирает фольклорные записи. Первая книга очерков «Уральские были» вышла в 1924 году.
В 1936 году в журнале был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка», а в 1939 году вышло первое издание уральских сказов — «Малахитовая шкатулка». Эта книга при жизни автора неоднократно пополнялась новыми сказами.
Депутат ВС СССР 2—3 созывов с 1946 года.
Скончался П. П. Бажов 3 декабря 1950 года в Москве. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.
Награды и премии
- орден Ленина
- Сталинская премия второй степени (1943) — за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка»
Сказы
Сказы, записанные и обработанные Бажовым — изначально фольклорные. Многие из них (т. н. «тайные сказы» — старинные устные предания уральских горнорабочих) он слышал мальчиком от В. А. Хмелинина с Полевского завода (Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей»). Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем.
Позже термин «сказ» вошёл в советскую фольклористику с лёгкой руки Бажова для определения рабочей прозы (прозы рабочих). Через некоторое время всё же было установлено, что он не обозначает никакого нового фольклорного явления — «сказы» оказались преданиями, легендами, сказками, воспоминаниями, то есть жанрами, которые существуют уже многие сотни лет.
Архетипичность образов
Глубинные пласты образов Бажова ещё ждут своего исследователя — в советский период литературоведы больше обращали внимание на «героический подвиг» рабочих и т. п.
Мифологические персонажи сказов делятся на антропоморфных и зооморфных. Весьма образны персонификации природных сил:
- Хозяйка Медной горы — хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой — в виде ящерицы в короне. Происхождение своё ведёт, скорее всего, от «духа местности». Существует также гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь.
- Огневушка-Поскакушка, танцующая над месторождением золота (связь между огнём и золотом).
- Бабка Синюшка — персонаж, родственный Бабе-Яге.
- Великий Полоз — ответственен за золото. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горщиков и рудознатцев. Ср. мифологический змей. Фигурируют также многочисленные дочери Полоза — Змеевки.