Поделиться:

О знаменитости

Таманян Александр Иванович: биография


Таманян Александр Иванович биография, фото, истории - советский армянский архитектор, представитель неоклассического направления
16 марта 1878 - 20 февраля 1936

советский армянский архитектор, представитель неоклассического направления

Биография

Родился 4 (16) марта 1878 года в Екатеринодаре (ныне Краснодар), в семье банковского служащего. В 1896 году окончил Кубанское Александровское реальное училище, через два года поступил на архитектурное отделение Санкт-Петербургской Академии художеств, которую окончил в 1904 году. По словам сестры Таманяна и его друга Евгения Шретера, уже в годы обучения в Академии Таманян, просматривая чертежи и фотографии древних памятников, говорил о желании работать на исторической родине.

Первые работы Таманяна были выполнены в духе неоклассического направления, популярного в те годы. Первая работа, принесшая А. И. Таманяну профессиональное признание — реконструкция Армянской церкви на Невском проспекте в Петербурге. Примерами его ранних работ могут быть особняк В. П. Кочубея в Царском селе (1911—1912), дом князя С. Щербатова на Новинском бульваре в Москве (1911—1913), совместный с другими архитекторами проект Города-сада для служащих железной дороги, включая туберкулезный санаторий и железобетонный мостик на станции Прозоровская (ныне Кратово) под Москвой (1913—1923); центральное депо Казанской железной дороги в Люберцах, 1916. Интерес также представляет начатый по поручению Н. Я. Марра проект музея в Ани. Хотя он и не был осуществлён, Таманян получил возможность ознакомиться с шедеврами армянского зодчества.

В 1914 году Таманян был удостоен звания академика, в 1917 году избран председателем Совета Академии художеств на правах вице-президента и Председателем Совета по делам искусств. В 1923 году он переехал в Ереван, где возглавил начавшееся в республике строительство. Таманян был главным инженером местного Совнаркома и членом ЦИК-а Армянской ССР (1925—1936). Таманян разработал генеральные планы ряда армянских городов и поселков, в том числе, Ленинакана (современный Гюмри) (1925), Нор-Баязета (современный Гавар) (1927) и Ахта-Ахпара (1927), Эчмиадзина (1927—1928) и др. Таманян создал первый генеральный план современного Еревана, который был одобрен в 1924 году.

Стиль Таманяна способствовал преобразованию маленького провинциального города в современную столицу Армении, крупный промышленный и культурный центр. Неоклассицизм определял творчество архитектора, однако в то же время были выполнены в национальном духе (традиционная декоративная резьба по камню и др.). Среди наиболее знаменитых творений зодчего в Ереване можно выделить гидроэлектростанцию (ЕРГЭС-1, 1926), Дом оперы и балета имени А. А. Спендиарова (1926—1953), Дом правительства АрмССР (1926—1941) и др. Таманян также сыграл ведущую роль в развитии и восстановлении исторических ландшафтов, председательствовал в Комитете по защите исторических памятников Армении.

А. И. Таманян умер 20 февраля 1936 года. Похоронен в Ереване в Пнатеоне парка имени Комитаса.

Семья

Таманян был женат на Камилле Эдвардс, представительнице рода Бенуа, их оба сына Георгий и Юлий Таманян также стали известными архитекторами, продолжателями дела их гениального отца. Внук Таманяна — Александр Таманян-младший (ум. в 2006) был известным учёным, активным участником Карабахского движения, состоял в группе «Маапартнер». В начале 2000-х в центре Еревана им был открыт архитектурный музей А. И. Таманяна, директором которого он стал.

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1942 — посмертно) — за архитектурный проект Дома правительства Армянской ССР (1926—1941)
  • народный архитектор Армянской ССР (1924)

Учитывая большой вклад Александра Таманяна в культуру родного народа, его портрет был помещён на купюру достоинством 500 драм.

Дом правительства АрмССР

Вначале была спроектирована (1926—1928 гг.) и построена северо-западная часть современной постройки, в качестве отдельного здания Народного комиссариата по земельным вопросам, строительство которого было завершено в 1929 году.

В 1932—1936 годах для строительства на том же месте был спроектирован занимающий территорию целого квартала комплекс Дома правительства, в который должно было гармонично вписаться и здание Народного комиссариата по земельным вопросам. Согласно этому проекту, в центральной части здания, имеющего форму неправильного пятиугольника, во внутреннем дворе, предполагалось строительство более высокого корпуса цилиндрической формы, который выполнял бы роль фойе, соединяющего отдельные части комплекса. В градостроительном плане он вместе с Народным домом (зданием Оперного театра) должен был стать стержневым доминантом проектируемого Северного проспекта. Однако в 1941 году строительство было приостановлено и проекты центральной и восточной частей комплекса не были осуществлены.

Строительство Дома правительства в 1952 году завершил сын автора — архитектор Геворг Таманян со своим новым проектом — уже без возвышающегося центрального корпуса, с добавленным в восточной части большим залом заседаний.

Дом правительства является первым зданием, построенным на центральной овальной площади, предусмотренной генеральным планом Александра Таманяна в 1924 году, тем самым став ориентиром, определившим собой высоту, горизонтальные ответвления, масштаб, ритм и стилистические особенности зданий, построенных здесь в дальнейшем.

Замысел проекта здания в практическом плане прост: по двум сторонам основных центральных коридоров — удобно расположенные кабинеты, гармонично скомпонованные с большим и малым залами заседаний, фойе и лестничными клетками. Фасады выполнены по-разному, в соответствии со своей градостроительной ролью и окружающей застройкой. Расположенный по касательной к площади главный фасад выполнен в ритме пяти арок, опирающихся на монументальные колонны, над которыми поясом простирается открытый балкон. На северной стороне он примыкает к башне, увенчанной прямоугольной ротондой. На улицах, примыкающих к площади, фасады оформлены проще и сдержанней, однако это различие не предполагает противопоставления. Благодаря постепенным и плавным угловым переходам все здание воспринимается как единый и гармоничный архитектурный замысел. В декоративных разработках автор творчески использовал элементы средневековой армянской архитектуры (Текор, Двин) и монументальной скульптуры.

Здание построено из розового фельзитового туфа, на базальтовом основании.

Источники

  • Армянской Советская Энциклопедия, том 1, 1974 Ереван

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Авраам Ясский Авраам Ясский

израильский архитектор

Ясныгин Иван Денисович Ясныгин Иван Денисович

архитектор, автор градостроительного плана застройки г

Юлиан Янушевский Юлиан Янушевский

виленский архитектор польского происхождения, представитель историзма

Павел Янак Павел Янак

чешский архитектор

Николай Иванович Якунин Николай Иванович Якунин

русский архитектор, банкир

Аскольд Павлович Якубовский Аскольд Павлович Якубовский

русский прозаик, больше известный как писатель-фантаст

Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф Фридрих Вильгельм фон Эрдмансдорф

немецкий архитектор, представитель раннего классицизма

Юварра, Филиппо Юварра, Филиппо

итальянский архитектор, яркий представитель позднего барокко

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора