Самый крупный авиазавод Украины. До 1992 года занимал одно из ведущих мест в самолётостроеннии СССР. Выпускал пассажирские, транспортные, военные самолёты и крылатые ракеты; в настоящий момент — пассажирские, транспортные и военно-транспортные Ан. История завода богата множеством авиационных достижений. С ним связаны судьбы многих главных и генеральных конструкторов — Константина Калинина, Петра Грушина, Андрея Туполева, Сергея Ильюшина, Артёма Микояна, Александра Яковлева, Павла Сухого, Олега Антонова.
Названия и принадлежность
- В 1980-ых назван Харьковское авиационное производственное объединение (ХАПО).
- В начале 1930-х передан в ведение Главного управления авиапромышленности Наркомата тяжёлого машиностроения СССР.
- В конце 1960-х годов назван Харьковский авиационный завод, + имени Ленинского комсомола (1968).
- ХАЗ строился по концессии немецкой фирмой «Юнкерс». В 1927 году СССР расторг договор о строительстве авиазаводов в Филях и Харькове, превратившихся в долгострой; выплатил фирме 3,5 млн. рублей (350 тысяч червонцев) и взял заводы в своё управление.
- В июле 1934 года получил название завод № 135. Так назывался до 1960-х.
- Основан 17 сентября 1926 года на базе харьковских ремонтных авиамастерских (открытых в 1923), под названием Харьковский авиазавод имени Совнаркома Украинской ССР при обществе «Укрвоздухпуть» ВВС РККА. «Отец-основатель» и первый директор завода — авиаконструктор Константин Калинин.
- В конце 1990-х назван Харьковское государственное авиационно-производственное предприятие (ХГАПП); в 2000-х годах находится в ведении министерства промышленной политики Украины.
Выпускавшиеся самолёты
Список неполон. Дополняйте, пожалуйста!
- Разведчик, бомбардировщик ХАИ-5 И. Немана (Р-10) (1936—1940) — 355 шт.
- Пассажирский Ан-148 (2002) — один или два опытных экз.
- Стратегическая крылатая ракета (СКР) Х-55 «Радуга» (1980—1991?) — военная тайна.
- Пассажирский Ан-74 Антонова (1983-?) — 80 шт.
- Транспортно-конвертируемые Ан-74ТК-300 — несколько шт.
- Ан-74ТК-300Д с VIP салоном — 1 экз. (строился с 2005 — сдан в 2009) для президента Ливии Каддафи.
- Транспортные Ан-74Т-200 — ? шт.
- Ан-74Т-200 — 1 шт.
- Санитарные Ан-74ТК-200С — 2 шт. заказаны Ливией в 2003 г., в 2009 не достроены.
- … Ан-74Д — ?
- Транспортно-конвертируемые Ан-74ТК-300 — несколько шт.
- Летающий радар Ан-71 Антонова (198.?) — 1? шт.
- Скоростной бомбардировщик Гр-2 Грушина (1940) — 1 экз.
- Пассажирский Ан-140 (1999—2008) — единичные экземпляры.
- Истребитель Су-1 Сухого (1940) — 1 или 2 экз.
- Пятиместный пассажирский К-4 Калинина (1928—1929) — выпущено несколько (сколько?) из заказа 44 шт.
- Бесхвостка ХАИ-4 ХАИ «Осоавиахимовец Украины» (1934) — 1 шт.
- Истребитель И-Z Григоровича (1934—1935) — 50 шт.
- Реактивный пассажирский Ту-124 Туполева (1960—1968) — 166 шт.
- Военный беспилотный летательный аппарат БПЛА-... «Коршун» (199.) — выпускались ли?
- Семимоторный «аэробус» К-7 Калинина (1932/33) — 1 шт.
- Пассажирский Як-8 Яковлева (1945-?) — единичные (сколько?) экз.
- Истребитель Як-7 Яковлева (ноябрь 1943-?) — ? экз. (из готовых деталей).
- легкомоторный «Омега» лётчика и инженера А. Грацианского (1931) — 1 шт.
- Тяжёлый двухмоторный истребитель Гр-1 П. Грушина (1940) — 2 экз.
- 10-местный пассажирский К-5 (самолёт) Калинина (1929—1934) — 258 шт.
- Реактивный пассажирский Ту-134 Туполева (1963—1985?) — 972 шт.
- Пассажирский ХАИ-1 ХАИ (1932/33) — выпущен опытный первый экз.
- Реактивный пассажирский Ту-104 Туполева (1955—1959) — 45 шт.
- Ближний бомбардировщик Су-3 Сухого (1940) — 1? экз.
- Первым выпущенным самолётом был пассажирский К-2 (самолёт) Калинина (1927) — 1 экземпляр.
- Истребитель-бомбардировщик Як-9Б Яковлева (194.?) — ? экз.
- Санитарный К-3 (самолёт) Калинина (1927) — 1 шт.
- Учебный Як-18 Яковлева (1946—1949) — 408 шт.
- Истребитель Як-9 Яковлева (конец 1943-?) — ? экз.
- Транспортные Ан-72 Антонова (1985-?) — ? шт.
- Бомбардировщик Су-2 Туполева и Сухого (1939-январь 1942, Пермь) — 785 шт.
- Военный беспилотный летательный аппарат БПЛА-141 «Стриж» (1977—1991/92) — военная тайна.
- Спарка МиГ-15УТИ Микояна и Григорьева (1950—1954) — 511 шт.
- Истребитель ИП-1 Григоровича (1936—1937) — 90 шт.