Поделиться:

Микеланджело Буонарроти: биография


В 1504 году Флорентийская республика делает Микеланджело другой крупный заказ – написать на стене зала Флорентийского Совета сцену, изображающую битву при Кашине. Микеланджело работал над огромным картоном в больнице красильщиков. На картоне он написал купающихся солдат во время боевой тревоги, при этом различные группы людей мастер не только изобразил разными художественными приемами, но и применил для одних уголь, для других – белила, а третьи подчеркнул растушевкой. Этот гигантский картон на все времена стал настоящей школой для художников.

Смерть папы Александра VI в 1503 году привела на римский трон Юлия II, и он с почтением пригласил Микеланджело в Рим для работы над скульптурами своей гробницы. Микеланджело спланировал гробницу, и план был утвержден Юлием II. Не считая изображений различных историй, украшений и прочих архитекторских решений, к гробнице было необходимо изготовить мраморные статуи – числом сорок. Легенда повествует, что однажды, во время работы Микеланджело над скульптурой Моисея, на баржах доставили по реке глыбы мрамора и перевезли их на площадь Святого Петра. Естественно, что доставка должна была быть оплачена, и Микеланджело отправился в Ватикан. Но его святейшество был крайне занят, и скульптор, решив, что сочтется с папой позже, оплатил мрамор из собственного кармана. Однако на следующий день Микеланджело, отправившегося за деньгами, к Юлию II не допустили. Мастеру это совершенно не понравилось, и он заявил привратникам, что если вдруг понадобится папе, пусть сразу скажут, что Микеланджело куда-то уехал. По возвращении в мастерскую скульптор отдал приказ слугам продать домашние вещи, а сам ночью сел в почтовую карету и отправился во Флоренцию.

Через короткое время из Рима один за другим прибыли посыльные с письмами для Микеланджело – Юлий II требовал от мастера, чтобы он вернулся. Но ответил Микеланджело лишь на пятое письмо, и то лишь по просьбе посыльного. В своем ответе он написал, что возвращаться в Рим не собирается, ибо был выгнан как бродяга, а папа может поискать себе другого, более покладистого слугу. Кто знает, что предпринял бы Юлий II в ответ на то дерзкое послание, не будь он озабочен куда более грандиозными замыслами – перестройкой и реконструкцией собора Святого Петра.

В Рим мастер вернулся в 1508 году, рассчитывая, что его наймут для окончания работ по гробнице. Однако Микеланджело ждал другой заказ – роспись потолка капеллы, построенной Сикстом (дядя Юлия II). Браться за эту работу из-за малого опыта Микеланджело не хотел, но папа упорствовал, и пришлось согласиться. Мастер абсолютно зря сомневался в своих силах. Роспись была закончена 31 октября 1512 года – и сразу же обрела огромную известность. Более трехсот фигур написал Микеланджело на сводах Сикстинской капеллы. Роспись представляет собой родословную Иисуса Христа. Также Микеланджело были сделаны настенные медальоны, отображающие истории из Книги царств. По окончании работ в капелле в нее началось настоящее паломничество – всем хотелось увидеть потрясающие воображение картины.

Лишь после окончания работ в капелле Микеланджело было поручено продолжить изготовление скульптур для гробницы папы. Однако Юлий II умер, а избранный папой Лев X работы прекратил. Зато новый папа отправил Микеланджело во Флоренцию, для того чтобы он закончил работы над фасадом церкви Сан-Лоренцо, построенной Медичи. Однако жить и работать спокойно Лев Х мастеру не дал – идей у папы оказалось очень много. С 1518 года Микеланджело занимался фасадом Сан-Лоренцо, а уже в 1520 от строительства фасада отказались, и мастеру поручили воздвигнуть рядом капеллу Медичи. В 1524 году заказ вновь отменили и предложили Микеланджело строить Библиотеку Лауренциана. В 1526 работы были прерваны на год, так как Медичи в очередной раз изгнали из Флоренции. Наступила эпоха последней Флорентийской Республики. Микеланджело занялся строительством укреплений, но политические интриги и прямое предательство лучших людей города вновь привели к власти Медичи.

За короткое время в Риме после кончины Льва X сменились два папы: Адриан VI слишком быстро отошел в мир иной, и его сменил папа Климент VII. Последний стремился оставить за собой славу покровителя искусств, а потому наряду с другими выдающимися мастерами Микеланджело снова вызвали в Рим. Здесь он узнал о планах папы дополнить роспись потолка Сикстинской капеллы картинами на стенах. При этом изображен должен быть в алтарной части Страшный Суд, а главные двери украшены изгнанием Люцифера с небес. Понятно, что Микеланджело, прежде чем приступить к работе, создал серию набросков для этого грандиозного замысла. А через много лет после окончания работы была выяснена интересная деталь: по одному из набросков для стен Сикстинской капеллы сицилийский живописец в церкви Тринита написал фреску. Сицилиец этот когда-то работал у Микеланджело растиральщиком красок…

Климент VII тоже не задержался на этом свете, и римским папой был избран Павел III, подтвердивший продолжение работ по росписи стен Сикстинской капеллы. Но Микеланджело и без того торопился – ведь эта роспись представляла собой самую большую из настенных за сто лет. Восемь лет продолжалась работа Микеланджело, и на Рождество 1541 года его творение было показано людям. Неудивительно, что эти практически живые картины поразили Рим – ведь до сих пор они поражают весь мир.

Потрясенный красотой росписи, папа Павел III заказывает Микеланджело две картины в капелле Паолина. На одной из этих картин мастер изобразил обращение Святого Павла, а другая показывает нам распятие Святого Петра. Эти две живописные работы стали последними для Микеланджело – мастеру было уже семьдесят пять лет. С 1546 года он исполняет лишь архитектурные заказы – заканчивает Палаццо Фарнези (третий этаж дворца) и проектирует новое убранство в Капитолии. Но самым важным в тот период жизни Микеланджело считается его назначение главным архитектором комплекса собора Святого Петра. Узнав о таком назначении, мастер пожелал, чтобы в папской булле указали, что он служит лишь из любви к Богу и безвозмездно.

Однако годы брали свое, и здоровье стало подводить стареющего мастера. В полном сознании он диктует свое завещание из трех пунктов: душу отдает в руки Бога, тело – земле, имущество – близким родственникам.

17 февраля 1564 года Микеланджело умер.

Он работал по заказам римской церкви – но для людей. Талант мастера признали еще при его жизни, что достаточно редко случается с великими людьми. Но после смерти он получил статус не просто гения – но гения непревзойденного.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Николай Васильевич Ясиненко Николай Васильевич Ясиненко

народный художник Украины, донецкий художник и скульптор

Тео Янсен Тео Янсен

нидерландский художник и кинетический скульптор

Идл Идл

бельгийский и французский скульптор и график

Христо Явашев Христо Явашев

американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья

Валерий Юрлов Валерий Юрлов

российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов

Марисоль Эскобар Марисоль Эскобар

американский и венесуэльский скульптор

Ганс Эрни Ганс Эрни

швейцарский художник и скульптор

Сэр Джейкоб Эпстайн Сэр Джейкоб Эпстайн

английский и американский скульптор и график, один из пионеров скульптуры стиля модерн

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора