Биография
На северо-востоке Дерге лежит Шечен, один из шести главных нингмапинских монастырей. И именно там близкий ученик Кхьенце Вангпо, Шечен Гьялцап Ринпоче (1871-1926) официально распознал и возвёл на трон молодого Дилго Кхьенце Ринпоче, как одного из пяти воплощений его несравненного ламы. Мальчику было двенадцать лет.
Его первым учителем был Шечен Гьялцаб Ринпоче и Джамьянг Кхьенце Чокьи Лодро(1893-1959). Шечен Гьялцап передал юному Кхьенце Ринпоче много знаний и раскрыл понимание истинной природы. Кхьенце Ринпоче обещал своему любимому учителю, что он, в свою очередь, также явит безграничную щедрость тем, кто испросит у него наставлений. И для того, чтобы в первую очередь подготовить себя самого ( а ему было всего пятнадцать, когда Шечен Гьялцап умер) — он провел большую часть последующих тринадцати лет в безмолвном уединении. В отдалённых затворах и пещерах в глубине крутых, диких, покрытых лесом холмов в Денкхоке, он непрерывно медитировал, размышляя о любви, сострадании и желании привести всех живых существ к свободе и просветлению.
После завершения затворничества, в возрасте 28 лет, Кхьенце Ринпоче провёл многие годы с Джамьянг Кхьенце Чокьи Лодро, который тоже был воплощением первого Кхьенце. Кхьенце Ринпоче считал Чокьи Лодро своим вторым главным учителем и относился к нему с огромным почтением. После получения шестимесячного посвящения Собрания Терма от Чокьи Лодро, Кхьенце Ринпоче сказал ему, что желает провести остаток жизни в уединённой медитации. Он был твёрд в своём решении. «Твой ум и мой ум — одно» — сказал Кхьенце Ринпоче — «Тебе пришло время учить и передавать другим бесчисленные драгоценные учения, которые ты получил». С того времени Кхьенце Ринпоче постоянно работал на благо всех живых существ с беспрестанной энергией, присущей линии Кхьенце.
В конце пятидесятых Китай захватил Тибет. Когда китайские чиновники появились в Денкхоке и стали расспрашивать о местонахождении Кхьенце Ринпоче, его жена послала ему тайное предупреждение, чтобы он не возвращался домой. Она упрашивала его уехать из Кхампагара, где он находился с визитом, прямо в Лхасу. Она с трудом ускользнула от солдат и присоединилась к нему по дороге. Они отправились в Лхасу, оставив всё позади, включая драгоценные книги Ринпоче и большую часть его сочинений. Вместе они отправились в паломничество по Центральному Тибету. Затем Ринпоче шесть месяцев делал стотысячное подношение мандалы перед Джово, главной статуей Будды в Лхасе. В городе в это время разразилась эпидемия, поэтому он также совершал много ритуалов и молитв для больных и умерших, не обращая внимания на страхи родственников, что он сам заразится. От эпидемии умерла мать Ринпоче и старший брат Шедруп.
Затем пришло сообщение, что китайцы конфисковали фамильные земли и всё имущество. Жена Ринпоче, Кхандро Лхамо, вспоминает:
По просьбе бутанской королевской семьи Кхьенце Ринпоче отправился жить в Бутан. Он стал школьным учителем возле столицы Тхимпху.
После бегства из Тибета Кхьенце Ринпоче стал одним из главных наставников Его святейшества Далай Ламы. Как он пишет в своей автобиографии, он встретил Его святейшество впервые в Лхасе:
В начале 1991 года во время учений в Бодх Гае он заболел. Тем не менее он завершил намеченную программу и отправился в Дхармасалу, где в течение месяца без видимых усилий передавал важные учения и посвящения Далай Ламе, о которых Его Святейшество просил многие годы.
Поздней весной он вернулся в Непал уже совершенно больной. Он потерял в весе и все больше и больше нуждался в отдыхе. Ему пришлось отменить четвертое путешествие в Тибет, где он намеревался вновь посетить Шечен. Вместо этого он провел три с половиной месяца в затворничестве в Паро Такцанге, в Бутане, в одном из наиболее священных мест, благословленных Падмасамбхавой.