Поделиться:

О знаменитости

Станислав Фаддеевич Дорожинский: биография


Станислав Фаддеевич Дорожинский биография, фото, истории - капитан 2-го ранга, первый российский военно-морской лётчик и гидроавиатор
06 октября 1879 - 16 апреля 1960

капитан 2-го ранга, первый российский военно-морской лётчик и гидроавиатор

Биография

Родился в городе Севастополе в старинной дворянской семье. Учился в Царском Селе, в 1901 г был выпущен из Морского корпуса мичманом и командирован на родину в Севастополь. В 1905 г, окончив Санкт-Петербургский учебный воздухаплавательный класс, командовал воздухоплавательной частью крейсера «Русь». В 1909—1912 гг. заведовал Черноморским воздухоплавательным парком. 26 июня 1910 г. (наряду с другими российским авиаторами М. Н. Ефимовым, Н. Е. Поповым, В. А. Лебедевым и А. Петровским) получил во Франции свидетельство авиатора (№ 125). 16 (29) сентября 1910 г. на моноплане французского производства «Антуанетт», первом черноморском аэроплане, совершил полёт над Севастополем, сделав два круга над аэродромом Куликова поля. Совершил несколько других рекордных полётов, включая 10 (23) октября 1910 г. — первый полёт на аэроплане над Чёрным морем. В 1911 г., окончив Офицерскую авиационная школу Отдела воздушного флота (ОВФ), первым из 8 выпущенных офицеров официально получил звание военного летчика. Летом 1911 г., после неудачной попытки оторваться от морской поверхности на поплавковом варианте аэроплана «Антуанетт», также первым из российских лётчиков взлетел с воды на гидроаэроплане «Вуазет-Канар»

В 1912 году по приказу Главного Морского штаба зачислен слушателем в офицерский класс подводного плавания. После годичного курса, старшим лейтенантом, Станислав Дорожинский был зачислен в список офицеров подводного флота.

С началом Первой мировой войны вернулся в морскую авиацию. В декабре 1915 был произведён в капитаны 2-го ранга. В 1916 г. Дорожинский был назначен начальником Ботнического воздушного района службы связи Балтийского моря. С начала 1917 года командовал 2-й Воздушной Бригадой Балтийского флота, базировавшейся в Ревеле.

После Октябрьской революции покинул Балтику и под видом мешочника вернулся в Севастополь. Во время Гражданской войны был мобилизован белогвардейцами и с июня 1919 года служил начальником Севастопольского депо морских карт Гидрографического управления Чёрного и Азовского морей. Но через три месяца, в сентябре, ушёл в «бессрочный отпуск, впредь до увольнения в отставку», а в 1920 году, перед вступлением большевиков в Севастополь, вместе с женой и дочерьми покинул Россию навсегда. После кратковременных пребываний в Стамбуле и Варшаве окончательно поселилися в хорошо знакомой ему Франции. С помощью друзей из числа французских авиаторов недорого приобрёл участок на границе с Испаний, начал фермерствовать, окончил сельскохозяйственный колледж, получил диплом агронома.

Брал уроки живописи у художника Константина Коровина, с которым близко дружил и которого поддерживал в трудные годы.

Скончался Станислав Фаддеевич Дорожинский 16 апреля 1960 года в Ницце.

Награды

Орден Святой Анны III степени (1916)

Личное

Газеты называли его русским Блерио.

В детстве Станислава в основном воспитывал гувернёр-англичанин, оказавший самое сильное влияние на его судьбу. В частности, именно он прочитал мальчику романы Жюля Верна «Таинственный остров» о полёте на воздушном шаре и «20 000 лье под водой». После того как воспитатель-вегетарианец сводил своего впечатлительного ученика на скотобойню, Дорожинский уже никогда в жизни не смог есть мяса. Гардемарином Дорожинский часто конфликтовал с ротным начальством по поводу своего меню и даже сидел в карцере за отказ от общей пищи; да и уже будучи офицером испытывал по этому поводу постоянные проблемы. Французская ферма Станислава Дорожинского «Вега» впоследствии стала первым во Франции христианским вегетарианским центром, который посещал Махатма Ганди.

По мнению Николая Черкашина, после Октябрьской революции Станислав Дорожинский был приговорён большевиками в числе других офицеров-заложников к утоплению на одной из «барж смерти» (землевозных шаланд с раскрывающимися днищами), но матросы, рискуя жизнью, сумели в последний момент отбить у революционеров любимого командира.

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Борис Николаевич Юрьев Борис Николаевич Юрьев

выдающийся ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы

Жан-Пьер Эньере Жан-Пьер Эньере

французский офицер военно-воздушных сил и бывший астронавт Национального центра космических исследований

Вальтер «Гулле» Эзау Вальтер «Гулле» Эзау

немецкий лётчик-ас, Испанской гражданской, а также Второй мировой войн, в течение которых он совершил около 300 боевых вылетов, одержав 127 побед в воздухе, из них 9 в Испании, 44 на Восточном фронте, а также 14 над четырехмоторными бомбардировщиками при защите Рейха

Франк Кендэл Эверест Мл. Франк Кендэл Эверест Мл.

американский летчик, участник 2-ой мировой войны, летчик-испытатель ВВС США, возглавлял Aerospace Rescue and Recovery Service, Military Airlift Command, Scott Air Force Base, Иллинойс

Леопольд Штейнбатц «Бази» Леопольд Штейнбатц «Бази»

немецкий лётчик-ас истребительной авиации люфтваффе, лейтенант

Сергей Максимович Шерстобитов Сергей Максимович Шерстобитов

военный лётчик Липецкого авиагарнизона, майор

Юрий Георгиевич Шаргин Юрий Георгиевич Шаргин

российский лётчик-космонавт, первый космонавт космических войск РФ

Борис Григорьевич Чухновский Борис Григорьевич Чухновский

советский авиатор, один из первых полярных лётчиков

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора