Карлис Зале: биография
На одном из рельефов постамента изображён строй латышских красных стрелков, а с северной стороны — особым эмоционально-образным настроением отличается фигура Лачплесиса, героя одноимённого эпоса, созданного Андреем Пумпуром и программной пьесы Райниса «Огонь и ночь». Богатырь Лачплесис изображён разрывающим пасть медведя.
По эскизам и гипсовой модели Карла Зале, скульптор-модельщик из Швеции Рагнар Мюрсмедден исполнил в материале женскую фигуру (олицетворяющую народные устремления к свободе, получившую имя Милда), перекликающегосяся с именем древнебалтийской богини чистой любви Мильде (m?l?t — любить).
Сама идея увековечить освобождение латышского народа от ига остзейских помещиков и от режима царского самодержавия родилась в кабинетах ведомства культуры в начале 20-х годов. Скульптурная идея памятника отражает могущество физической и духовной силы народа и воспевает высоту его нравственно-этических принципов .
Во многом скульптурное осуществление идеи ансамбля памятника Свободы, как и в случае с ансамблем мемориального комплекса Братского кладбища, можно соотнести с переосмысленными (в рамках новой эпохи) мотивами национального модерна. А весь монумент — это образец латвийского варианта стиля ар-деко.
Создание мемориального комплекса Братского кладбища
Первый проект планировки кладбища был разработан в 1916—1917 годы ландшафтным дизайнером Андреем Зейдаксом и прославленным архитектором рижского модерна Эйженом Лаубе.
После провозглашения фактической независимости в 1920 году в рамках нового ведомства культуры и охраны памятников был учреждён специальный Комитет Братского кладбища, курировавший строительство архитектурного ансамбля и общее благоустройство территории кладбища.
Скульптор Карл Зале и архитекторы П. Феддер, Ф. Зайдакс и Э. Лаубе работали над созданием этого комплекса на протяжении двух десятилетий.
Мемориал окружён стеной, на которой выполнены скульптурные изображения гербов городов и уездов Латвии. В центре, над этой девятиметровой стеной, под которой покоятся латышские стрелки, возвышается монументальная скульптура Матери-Латвии, благословляющей павших воинов.
Рядом со стеной Карл Зале, выполнил четыре символические фигуры латышских витязей, олицетворяющих регионы Латвии — Курземе, Земгале, Латгале и Видземе.
Примечательны, почти четырёхметровая скульптурная композиция «Умирающие всадники» и горельеф «Павшие братья» в средней части ансамбля.
Скульптурные группы органично соединяются с композицией всего ансамбля.
Монументальные фигуры и рельефные изображения выполнены с применением канонических форм и приёмов латышского национального романтизма, господствовавшего с 1908 по 1915 год, и позже несколько трансформированного.
В середине 1950-х годов, на территории Братского мемориального кладбища, под руководством архитектора П. П. Саулитиса, были проведены широкомасштабные реставрационные работы .
Другие работы мастера
Карлис Зале автор памятника собирателю народного фольклора, автору эпоса, латышскому поэту — Андрею Пумпуру (кстати, в одно время, бывшему штабс-капитаном русской армии).
В творческом наследии Зале важное место занимает и станковая скульптура, это — бюст Райниса, выполненный в 1927 году, станковая композиция «На борьбу» (1931), «Рыбак» (1939) и другие.
С 1936 по 1942 год Карлис Зале руководил скульптурной мастерской в Латвийской Академии Художеств.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор
народный художник Украины, донецкий художник и скульптор
нидерландский художник и кинетический скульптор
бельгийский и французский скульптор и график
американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья
российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов
американский и венесуэльский скульптор
швейцарский художник и скульптор