Биография
Родители — выходцы из Андалусии. Изучив в родном городе Тунисе Коран, хадисы, право, грамматику, пиитику, служил у султана Абу-Инана в Фесе . Придворные интриги заставили его уехать в Испанию (1362); здесь он составил трактат по логике и несколько стихотворений; по поручению гранадского султана он вёл переговоры о мире с доном Педро Кастильским.
Позже Ибн-Хальдун был письмоводителем у повелителей тунисского и фесского. С 1382 г. он жил в Каире, занимая должность профессора, а затем верховного кади (шариатский судья) маликитов. Честность доставляла ему много врагов, так что несколько раз его смещали, но потом опять призывали на должность. Когда в Сирию (владения египетского султана) вторгся Тамерлан, Ибн-Хальдун, по словам Ибн-Арабшаха, сопровождал туда своего повелителя, сумел очаровать Тамерлана своим обращением и был отпущен в Каир на ту же должность верховного кади (1400).
Труды
Ибн Халдун прославился как историк. Его сочинение «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть» («Китаб аль-ибар уа диван аль-мубтада уа аль-кхабр фи аййям аль-араб уа аль-аджам уа аль-барбр уа ман асарахум мин зауви ас-султан аль-акбар» араб. ???? ?????? ?????? ??????? ??????? ?? ???? ????? ?????? ??????? ??? ?????? ?? ??? ??????? ????????), или «Большая история», состоит из введения и трёх частей:
- Введение о превосходстве науки истории («Аль-мукаддима фи фадли ыльм ит-тарикх»; араб. ??????? ?? ??? ??? ?????????).
- О природе общественной жизни («Фи табиат аль-умран»; араб. ?????? ????? ?? ????? ?????????).
- Об арабах, их поколениях и государствах с сотворения до наших ней («Фи акхбар аль-араб уа аджйалихим уа дуалихим мунзу бад иль-кхалика иля хаз аль-ахд»; араб. ?????? ?????? ?? ????? ????? ???????? ?????? ??? ??? ??????? ??? ??? ???????).
- О берберах («Аль-бербер»; араб. ?????? ?????? ????????).
В востоковедной литературе принято называть первую часть «Китаб аль-Ибар» вместе с авторским предисловием и «Введением о превосходстве науки истории» одним общим наименованием — «Мукаддима», «Пролегомены», или «Введение».
«Мукаддима» образует самостоятельный трактат. Содержание её:
- смысл истории, значение исторической критики и приемы её, источники исторических ошибок;
- географический обзор земного шара, мысли о физическом и нравственном влиянии климата и почвы на людей;
- способы познания истины; эволюции форм семейной, общественной и государственной жизни;
- развитие экономическое и умственное;
- разложение государства;
- значение труда в благосостоянии государства;
- обзор различных отраслей ремесел и искусств;
- классификация наук.
«Мукаддима», по справедливости, считается замечательным произведением. Высказанные в ней идеи являются одной из основ современной клиодинамики.
Ибн Хальдуном также написаны: автобиография («Ат-таариф би Ибн Хальдун уа рихляту-ху гарбан уа шаркан»; араб. ??????? ???? ????? ?????? ???? ???????), работа по суфизму («Шифа ус-саиль уа тахзиб уль-масаиль»; араб. ???? ?????? ?????? ?????????) и трактат, который в библиографическом списке к переводу «Мукаддима», выполненному Францем Роузенталем, назван трактатом по логике (англ. Treatise on logic) — «Любаб уль-мухассаль фи усуль ид-дин» (араб. ???? ?????? ?? ???? ???????).
Публикации трудов и переводов
Изучение научного творчества Ибн Хальдуна было начато в первые деятилетия XIX века французскими востоковедами, одним из которых был Сильвестр де Саси.