Поделиться:

О знаменитости

Януш Корчак: биография


Учёт прав и возможностей родителя и воспитателя. "Деспотичный крик ребёнка, который чего-то требует, на что-то жалуется, домогается помощи... Этот первый крик при свете ночника -- объявление борьбы двух жизней: одна -- зрелая, уставшая от уступок, поражений, жертв, защищается; другая -- новая, молодая, завоевывает свои права. Сегодня ты еще не винишь его: он не понимает, он страдает. Но знай, на циферблате времени есть час, когда ты скажешь: и мне больно, и я страдаю." (Там же).

Признание того, что дети -- разные. "Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример "удачного ребёнка" и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться..." (Там же).

Общаться с ребёнком имеет смысл на уровне возможностей его понимания (в соответствии с возрастом): "Ох уж эти наши ответы... Так случилось, что дважды я был свидетелем, как ребёнку перед книжной витриной объясняли, что такое глобус. -- Что это, мячик? -- спрашивает ребёнок. --Мячик, да, мячик, -- отвечает няня. В другой раз: -- Мама, что это за мячик? -- Это не мячик, а земной шар. На нем дома, лошадки, мамочка. "Мамочка?" -- Ребенок поглядел на мать с состраданием и ужасом и вопроса не повторил." (Там же). Впрочем, ошибки, допускаемые родителями в подобных случаях, Корчак не считает очень страшными: "Если мы дали ему неудобоваримую информацию -- он не поймет ее, глупый совет -- он не примет его, не послушается..." (там же).

Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). "...В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать..." (Там же.)

Право ребёнка на уважение. "Во мне еще не сформировалось и не утвердилось понимание того, что первое бесспорное право ребёнка есть право высказывать свои мысли, активно участвовать в наших рассуждениях и выводах о нем. Когда мы дорастем до его уважения и доверия, когда он поверит нам и скажет, в каких правах он нуждается, -- меньше станет и загадок, и ошибок." (Там же. Добавление к изданию 1929 г.)

Важность размышлений матери, черпающей "не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания..." (Там же.)

Педагогика -- наука о человеке: "Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого - подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет - есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств..." (Корчак, Как любить ребёнка: Интернат.)

Литературное творчество

Печататься Корчак начал в 18 лет, в 1898 году он взял свой псевдоним. Его повести для взрослых и детей «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910; в русском переводе -- «Лето в Михалувке», 1961), «Король Матиуш Первый» (1923) и другие; новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 г. вводят читателя в сложный мир детской психологии, содержат наблюдения над жизнью Польши 1900—1942 гг., отражают богатый опыт врача и педагога.

Корчаку принадлежит также свыше 20 книг о воспитании (главные из них -- «Как любить ребёнка», 1914, и «Право ребёнка на уважение», 1929).

Сочинения

  • Kt?r?dy (1898) — драма
  • Дети улицы (Dzieci ulicy, Warsaw 1901)
  • Kosza?ki Opa?ki (Warsaw, 1905)
  • Дитя гостиной (Dziecko salonu, 1904—1905, отд. изд. -- Warsaw 1906, 2-е издание 1927) — частично автобиографическая
  • Моськи, Иоськи и Срули (Mo?ki, Joski i Srule, Warsaw 1910); в русском переводе -- «Лето в Михалувке», 1961
  • Юзьки, Яськи и Франки (J?zki, Ja?ki i Franki, Warsaw 1911)
  • Слава (S?awa, Warsaw 1913, с изменениями 1935 и 1937)
  • Bobo (Warsaw 1914)
    • Bobo
    • Исповедь мотылька
    • Роковая неделя (Feralny tydzie?)
  • Король Матиуш Первый (Kr?l Maciu? Pierwszy, Warsaw 1923)
  • Король Матиуш на необитаемом острове (Kr?l Maciu? na wyspie bezludnej, Warsaw 1923)
  • Банкротство маленького Джека (Bankructwo ma?ego D?eka, Warsaw 1924)
  • Когда я снова стану маленьким (Kiedy zn?w b?d? ma?y, Warsaw 1925)
  • Senat szale?c?w, humoreska ponura (Сенат безумцев, 1931) — сценарий для варшавского театра Ateneum
  • Кайтусь-чародей (Kajtu? czarodziej, Warsaw 1935)
  • Дети Библии: Моисей (произведение впервые издано в Израиле в 1939 г. в переводе на иврит, сделанном Довом Саданом (1902-1989); оригинал утрачен)

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Гринцер-Горчаков Сергей Григорьевич Гринцер-Горчаков Сергей Григорьевич

ветеринарый врач, эпизоотолог, статский советник, делопроизводитель

Малиновский Павел Иванович Малиновский Павел Иванович

Военный врач-организатор

Шапиров Борис Михайлович Шапиров Борис Михайлович

Военный врач-организатор

Владимир Никитич Ярыгин Владимир Никитич Ярыгин

советский и российский биолог

Карл Иванович Яниш Карл Иванович Яниш

медик, профессор

Томоюки Ямасита Томоюки Ямасита

генерал японской армии во время Второй мировой войны

Аверис Яковелли Аверис Яковелли

самозванка, выдававшая себя за великую княжну Марию Николаевну «чудом спасшуюся от расстрела»

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора