Косма и Дамиан: биография
Головы святых почитают в женском монастыре Кларис в Мадриде, в котором они находятся с тех пор как были подарены в 1581 г. дочери императора Священной Римской империи Карла V — Марии. До этого в X столетии они были доставлены из Рима в Бремен. Также считается, что черепа святых хранятся в Церкви святого Михаила в Мюнхене. Согласно надписи у раки с мощами, последняя была изготовлена около 1400 года в Бремене и затем в 1649 году перенесена королем Баварии Максимилианом I (родившегося приблизительно 100 лет спустя, в 1756 г.) в Церковь Святого Михаила в Мюнхене.
Косма и Дамиан считаются покровителями врачей и хирургов и иногда помещаются на медицинских эмблемах. В Бразилии святые братья считаются покровителями детей и 27 сентября детям раздаются пакетики с конфетами, на которых изображены Косма и Дамиан. В городе Изерния (Италия) они почитались в рамках фаллического культа, призванного даровать плодородие и изобилие.
Косма и Дамиан также считаются покровителями города Эссена, где нахдоятся их мощи в сокровищнице Эссенского католического собора. Они были перенесены епископом г. Хильдесхайма Альтфридом († 874), основателя первого монастыря в Эссене.
Вопрос о числе святых и их различении
Память святых бессребреников Космы и Дамиана православная церковь совершает трижды, а дважды в год — 1 ноября и 1 июля (по старому стилю) — почитает их особыми службами. В месяцесловах к именам бессребреников прилагаются слова: в ноябре — «иже от Асии», а в июле — «в Риме мучившихся». Это прибавление наводит на вопрос: одни ли и те же бессребреники воспоминаются церковью или разные?
Таким образом, православная церковь полагает, что прославляемые в различные дни бессребреники Косма и Дамиан не одни и те же лица, а совершенно различные, и притом одни из них (1 ноября) скончались мирно, другие (1 июля и 17 октября) мученически. Церковные службы, составленные в их честь, за исключением некоторых песнопений, также совершенно разные. Служба 1 ноября более торжественная.
Однако, в жизнеописаниях и иконографии часто сталкиваешься с фактом смешения историй различных пар святых. Так, на фреске «Погребение Святых Космы и Дамиана» (Церковь Сан Марко. Флоренция. Италия.1438 — 1440 гг.) художника Фра Джованни Анджелико мы видим погребение 5 человек, что соответствует жизнеописанию Космы и Дамиана Аравийских, и в то же время — верблюда, который приходит на похороны святого Космы Асийского. Таким образом, здесь мы имеем либо смешение сюжетов (жития Асийских и Аравийских святых), которое отразил художник в своей росписи, либо наоборот, разведение одной истории на несколько самостоятельных в православной традиции.
Традиции почитания святых у славян
Крым
В воззвании комитета по сооружению храма во имя святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе Таврическом было сказано: «Сюда (то есть Херсонес, близ Севастополя) были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом языческом городе в проповеди евангельской».
Комментарии
Комментарии
ветеринарый врач, эпизоотолог, статский советник, делопроизводитель
Военный врач-организатор
Военный врач-организатор
советский и российский биолог
медик, профессор
генерал японской армии во время Второй мировой войны
самозванка, выдававшая себя за великую княжну Марию Николаевну «чудом спасшуюся от расстрела»