Дважды Герой Социалистического Труда (1973, 1979), более 40 лет работал в Казахском управлении гражданской авиации, с 1970 года — глава управления. Лауреат премии Совета Министров СССР, четырежды избирался депутатом Верховного Совета Казахской ССР.
Детство
Николай Алексеевич родился 19 декабря 1922 года в селе Байтуган Нуринского района Карагандинской области Казахской ССР. В 13 лет потерял отца и был вынужден много работать, помогая матери, с посевами, уборкой урожая, ухаживанием за скотом, заботой о младших сестрах и брате. При этом на отлично учился в школе. В одном из своих интервью газете «Вечерний Алматы» он рассказывал:
В годы Великой Отчечественной Войны
С началом Великой Отечественной войны начал службу в армии. Окончил Селищенскую военную школу авиамехаников, затем школу пилотов. Кузнецов с самого начала определил себя как талантливый организатор и преподаватель, подчеркивая свой профессионализм безукоризненными качествами лётчика. С 1943 года Николай назначен на должность пилота-инструктора в Курганской авиационной школе пилотов ГВФ , где подготавливал лётный состав для активной фронтовой деятельности. С 1943 года участвовал в боевых действиях. Выполнил ряд опасных стратегических заданий. Одним из таких заданий являлась боевая операция по ликвидации диверсантов группы Отто Скорцени в районе города Магнитогорска.
Диверсанты собирались уничтожить крупнейший по тем временам металлургический комбинат, массово производивший оружие советской армии. Однако вражеская попытка не увенчалась успехом, поскольку грамотные действия советских контрразведчиков и подразделений Красной Армии сумели разрушить фашистские планы. В процессе операции Николай Алексеевич прошел свое первое боевое крещение. Демобилизовавшись в 1947 году становится пилотом в Акмолинском аэропорту, а спустя год уже его возглавляет.
Трудовая деятельность
Будучи талантливым организатором в 1963 году Кузнецов был направлен в аппарат Казахского управления гражданской авиации на должность заместителя начальника по летной службе. Спустя семь лет в 1970 году он становится главой управления. Трудовая деятельность Николая Алексеевича в Казахском управлении гражданской авиации была лучшим подтверждением его настоящих человеческих качеств, неукротимой воли, безукоризненным знанием отрасли, умением правильно оценивать настоящее и смотреть в будущее. Одним из самых незаменимых и важных качеств Кузнецова было умение работать с людьми и добиваться поставленных результатов.
На новой должности приходилось сталкиваться с массой проблем, преодолевать бюрократические преграды, эффективно решать серьёзные о ответственные задачи в кратчайшие сроки. Большое развитие и мощнейший качественный прорыв вперед получила Гражданская авиация Казахстана под руководством Кузнецова. В тот период она стала одной из самых высокоразвитых отраслей народного хозяйства, будучи оснащенной передовой авиационной техникой. К началу восьмидесятых годов на более чем на сто тысяч километров раскрылись воздушные линии Казахстана. Столица Алма-Ата была связана со всеми столицами союзных республик, со всеми областными центрами Казахстана и различными крупными городами и курортными зонами тогдашнего Советского Союза. Более пятидесяти процентов населения Казахстана ежегодно пользовались услугами воздушного транспорта. До пятнадцати миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий на ежегодной основе обрабатывала авиация спецприменения. Существенно окрепла материально-техническая база авиапредприятий, были построены семнадцать аэровокзалов, а десять аэропортов имели свои гостиницы. Население Казахстана имело возможность даже из мелких населенных пунктов без затруднений приобретать авиабилеты в любые точки СССР. Появление новой авиатехники Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ил-18, Ил-62, Ил-86, Ту-134, Ту-154, Як-40, Ми-2, Ми-8 требовало наличия высокой квалификации и профессиональной подготовки летного, инженерно-технического и диспетчерских составов. Авиакомандиры тяжелых кораблей все имеели высшее образование, инженером являлся каждый седьмой работник авиационно-технической базы.