Биография
В 1977—1980 проходил срочную службу в Пограничных войсках КГБ СССР в Заполярье. В 1986 году окончил философский факультет МГУ. В 1986—1989 преподавал общественные дисциплины в Дубненском филиале МИРЭА, проводил общегородские исторические дискуссии для старшеклассников Дубны. С 1989 года работает в МГУ — ассистентом, старшим преподавателем, доцентом философского факультета, с образованием факультета политологии в 2008 году продолжил работу на нем.
Был членом Правления СДПР в начале 1990-х, основной автор Программы СДПР «Путь прогресса и социальной демократии», принятой на III Съезде СДПР в мае 1991.
В 1991—1993 — советник Совета безопасности РФ, в 1990—1999 — сотрудник, старший научный консультант Национального демократического Института (США). В 1993 проходил стажировку в университете Висконсин — Мэдисон (США). В 1994—1997 — научный сотрудник Московского центра Фонда Карнеги.
В ноябре 2005 — член Общественной палаты.
В 2007—2011 — депутат Государственной Думы РФ пятого созыва от партии «Единая Россия».
В 2009—2012 член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
6 февраля 2012 года был официально зарегистрирован как доверенное лицо кандидата в Президенты РФ и действующего премьер-министра Владимира Путина.
Женат, есть дочь.
Деятельность на посту депутата Государственной Думы
В свете участившихся акций гражданского протеста автомобилистов, проводимых в различных регионах России с целью привлечения внимания руководства страны к ситуации с поведением на автодорогах транспортных средств, закреплённых за представителями различных органов государственной власти, 28 апреля 2010 г. совместно с депутатами Михаилом Емельяновым («Справедливая Россия») и Павлом Таракановым (ЛДПР) внёс на рассмотрение в Госдуму законопроект о поправках в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», направленный на ужесточение возможности проведения акций протеста с использованием транспортных средств.
Пояснительная записка к внесённому законопроекту гласила: «Проект федерального закона направлен на урегулирование порядка организации и проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры (на автомобильных дорогах, в тоннелях, на эстакадах, мостах, трамвайных и железнодорожных путях и других объектах), в том числе с использованием транспортных средств. Одновременно предусматривается уточнить срок подачи уведомления о проведении пикетирования группой лиц и порядок проведения предварительной агитации, а также расширить перечень оснований, при наличии которых граждане и их объединения не могут быть организаторами публичного мероприятия.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона „О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях“ (далее — Федеральный закон) под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Законопроектом уточняется, что такая акция может проводиться с использованием транспортных средств. Информация о том, будут ли использоваться транспортные средства, должна содержаться в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Участники публичного мероприятия в случае использования транспортных средств обязаны соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности движения на транспорте, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Этим положением дополняется часть 3 статьи 6 Федерального закона, содержащая обязанности участников публичного мероприятия.
Порядок проведения публичного мероприятия на объектах транспортной инфраструктуры, используемых для транспорта общего пользования и не относящихся к местам, где проведение публичных мероприятий запрещено Федеральным законом, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона, а также требований по обеспечению транспортной безопасности и безопасности движения на транспорте.