Поделиться:

О знаменитости

Генри Спенсер Мур: биография


Скульптура Мура, начиная со второй половины 1940-х годов, получает новый импульс к развитию, связанный с возможностью осуществлять им все свои замыслы в форме монументальной пластики на открытом воздухе — в природном или архитектурном пространстве. Материал пластики Мура в 1945—1986 годах — в основном, бронза (в отличие от предшествующего времени, когда любимыми материалами Мура были камень и дерево). Не выходя из круга своих главных тем-образов, выработанных еще в 1920—1930-е годы, он всячески их интерпретирует — от фигуративных до полуабстрактных вариантов. При этом решающее значение придается поиску универсальной, вневременной многозначительной формы, ее органичности окружающему пространству, силе внутреннего содержания. Искания Мура зачастую опираются на достижения пластики прошлого (в это время мастер обращается к отрицаемой им ранее пластике классической античности, а также к романо-готической скульптуре) и на образы элементов конкретного мира (кости, раковины, камни и т. д.). Наиболее глубокие по значению произведения пластики Мур создает в 1970-е — начале 1980-х.

Графика Мура 1945—1986 годов показывает во всей полноте отличное от пластического понимание формы. Если в довоенное время основным видом графики художника были т. н. «идеи для скульптуры», непосредственно связанные с его скульптурной деятельностью, то теперь все большее значение придается рисункам воображаемых сцен и образов, а также графическим сериям. Позднейшие графические работы Мура полностью обращены к призрачным психологическим категориям образа, его «душе». Они являются одной из вершин его творчества.

В первых значительных скульптурных произведениях послевоенного творчества Мура получают развитие темы семьи и материнства. Это, прежде всего, связано с рождением у Генри и Ирины Мур в 1946 году их единственного ребенка — дочери Мэри. «Семейным группам» конца 1940-х — начала 1950-х годов предшествовало создание в 1943 году каменной статуи Мадонны с Младенцем для церкви в Нортхэмптоне (другой вариант этой скульптуры установлен в 1949 году в церкви в Бархэме). Ранние варианты Семейной группы — небольшие бронзовые скульптуры. Первая крупномасштабная работа на эту тему — бронзовая «Семейная группа», исполненная для школы в Стевенейдже (1948—1949).

В 1952—1953 годах Мур создает один из своих наиболее ярких и романтических образов — бронзовую скульптуру «Король и Королева» (6 отливок). По замечанию Дональда Холла, это «наиболее популярная скульптура [Мура] — но не среди художников, а среди посетителей галерей». Действительно, в этой композиции есть что-то идиллическое и соразмерное (и по формату, и по внутренней сути) «конкретному» человеку. Как отмечают многие биографы Мура, поводом для создания образа послужило важное историческое событие — смерть Георга VI (который пользовался всеобщей любовью соотечественников) и восшествие на престол королевы Елизаветы II.

Про идею своего последнего монументального произведения — «Мать и дитя (Капюшон)» (1982—1983) — Мур говорил: «Я не могу отбросить идею Мадонны с Младенцем <…> [Эта скульптура] может стать моей последней работой. Я хочу придать ей религиозный смысл». Большую мраморную версию этой композиции, выполненную по рабочим моделям Мура итальянскими специалистами, установили в Соборе св. Павла в Лондоне. Английский искусствовед Норберт Линтон полагает, что «углубление, в котором лежит младенец,— это и мандорла, и чрево. От младенца как бы исходит сияние, напоминающее сияние в религиозной живописи».

Признание

После Второй мировой войны работы Мура приобрели мировое признание, они представлены в крупнейших музеях разных стран. Он награждён Орденом За заслуги, Орденом Кавалеров Славы. Прах художника покоится в лондонском Соборе Святого Павла.

Генри Мур в России

Произведения Генри Мура в российских собраниях отсутствуют, однако их можно периодически видеть на временных выставках. Первая в нашей стране экспозиция его скульптуры и графики состоялась в 1991 году и прошла в Музее Бенуа в Петергофе, а затем в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве. К экспозиции было подготовлено издание каталога «Генри Мур: Человеческое измерение», на русском и английском языках. В 2011 году прошла выставка «Генри Мур в Эрмитаже. Скульптура и рисунки», приуроченная к 70-летию начала Великой Отечественной войны и объединившая «военную» графику Мура с блокадными рисунками архитектора А.С. Никольского. 22 февраля 2012 года в Кремле открылась экспозиция «Генри Мур и классический канон современной скульптуры».

Сноски

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить
Сайт: Википедия

Микеланджело Буонарроти Микеланджело Буонарроти

великий мастер эпохи Ренессанса, скульптор, живописец, архитектор

Николай Васильевич Ясиненко Николай Васильевич Ясиненко

народный художник Украины, донецкий художник и скульптор

Тео Янсен Тео Янсен

нидерландский художник и кинетический скульптор

Идл Идл

бельгийский и французский скульптор и график

Христо Явашев Христо Явашев

американский скульптор и художник болгарского происхождения, прославившийся вместе со своей женой Жанной-Клод де Жийебон своими работами, в которых «упаковывал» различные объекты — от пишущей машинки и автомобиля до здания Рейхстага и целого морского побережья

Валерий Юрлов Валерий Юрлов

российский художник, живописец, график, художник книги, скульптор, автор коллажей и объектов

Марисоль Эскобар Марисоль Эскобар

американский и венесуэльский скульптор

Ганс Эрни Ганс Эрни

швейцарский художник и скульптор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора