Мустафа Абдуллах относился к числу образованнейших людей того времени, известный не только как выдающийся историограф Османской империи первой половины XVII века, — он внёс несомненный вклад в развитие в Османской империи и таких наук, как география, библиография, философия и другие. Его труды широко использовались в исследованиях советских историков. Что же касается турецких историков, то они считают, в частности, что Мустафа Абдуллах открыл Турции западную культуру. Он уделял большое внимание переводам и широко использовал в своих трудах сведения из нетурецких произведений, особенно географических. В предисловии к трудам «Мизан ал-хакк» («Мерило справедливости») и «Дюстур ал-амал ли ислах ал-халал» («Указатель образа действия для исправления неурядиц») Мустафа Абдуллах восхвалял науку и философию, доказывал необходимость развития естественных наук, осуждал отсталость и суеверие, существовавшие в то время в стране. Он прилагал большие усилия, чтобы использовать всё то новое, что появлялось тогда в науке Запада.
Характеризуя мусульманскую литературу, академик В. В. Бартольд даёт следующую оценку трудам Мустафы Абдуллаха:
Биография
Источники
Биографические сведения о себе Мустафа Абдуллах даёт в основном в конце первой части своего труда «Сулам ал-вусул ила табакат ал-фухул» («Приближение к разрядам знатных мужей») и в конце книги «Мизан ал-хакк»: «Имя моё — Мустафа, сын Абдуллаха. Родился в Стамбуле. По вере принадлежу к ханефитам, а по нраву следую Ишракиям. Среди улемов упоминаюсь под именем Кятиба Челеби, а в Диване как Хаджи Халифе… По словам матери, родился в месяце зу-л-ка’де 1017 года (февраль 1609 года). Мой отец [по имени] Абдуллах находился на службе при султанском дворе, где, получив соответствующую должность, был включен в группу силяхдаров. В этой должности он принимал участие в походах…»
Юношество и взрослая жизнь
В возрасте от 6 до 14 лет Мустафа Абдуллах обучался чтению Корана. В 14 лет начал изучать арифметику у одного из анатолийских «счётоводов». За короткий срок он приобрел специальность счётовода. В 1624 году вместе с отцом Мустафа Абдуллах принял участие в подавлении восстания Абаза-паши. После Багдадского похода в 1626 г. в Мосуле он похоронил отца и возвратился в Диярбакыр. Будучи назначен секретарём канцелярии (отчего и получил прозвище Кятиб) кавалерийского корпуса, Мустафа Абдуллах направился в Стамбул. В Стамбуле он аккуратно посещал уроки шейха Кади-заде, оказавшего на него огромное влияние. Он первый вызвал в Мустафе Абдуллахе интерес к наукам. Однако из-за длительных войн Османской империи с Ираном и Австрией Мустафа Абдуллах не смог получить систематического образования. Так, известно, что в 1629 году в составе османских войск, возглавляемых Хусрев-пашой, Мустафа Абдуллах направился в поход на Хамадан и Багдад. В 1634 году он опять находился в составе турецкого войска, которое было направлено в Халеб на зимовку. Воспользовавшись этим, он совершил паломничество в Мекку. Во время пребывания в Халебе Мустафа Абдуллах не переставал интересоваться наукой, изучал местные рукописные собрания, делал записи и приобретал книги. В 1635 году под командованием султана Мурада IV он участвовал в большом персидском походе и стал очевидцем осады Еревана и его захвата.
Конец жизни
Вернувшись после окончания похода в Стамбул, Мустафа Абдуллах вышел в отставку и начал изучать различные науки. Одновременно он преподавал своим ученикам геометрию, астрономию, географию, физику.
«Предмет его природной склонности составляли книги и наука, которых он не покидал нигде и никогда в течение всей своей жизни. Это был тип турецкого учёного, прошедшего все учёные степени и системы, составляющие программу восточно-мусульманской мудрости»
— В. Д. Смирнов. "Очерки истории"