Образование
Родился в швейцарском городе Веве, во франкоязычном кантоне Во. Окончив в 1962 году среднюю школу в Лозанне, поступил в Лозаннский университет и в 1970 году получил степень бакалавра наук по физике. В течение следующих трёх лет работал научным сотрудником в университетском Институте астрономии и в Женевской обсерватории. В 1975 году получил степень магистра наук по астрофизике в Женевском университете.
Работа
Одновременно с этим в 1966 году К. Николье стал лётчиком швейцарских ВВС, где он дослужился до звания капитана и налетал 5600 часов, в том числе 4000 ч на реактивных самолётах. Пилотировал истребители-бомбардировщики Northrop F-5E и Hawker Hunter. Позже, в 1988 году, он прошёл курс обучения в Имперской школе лётчиков-испытателей в Боском-Даун (Великобритания).
Параллельно со своей научной деятельностью Клод Николье поступил в Швейцарскую школу транспортной авиации в Цюрихе и в 1974 году стал гражданским авиапилотом пассажирского самолёта DC-9 в авиакомпании Swissair.
С конца 1976 года стал работать по контракту в научно-космическом отделе Европейского космического агентства в Нордвейке (Нидерланды). Как научный сотрудник, занимался рядом программ в области бортовой инфракрасной астрономии. В мае 1977 года принял участие в 9 полётах на самолёте Convair 990 с целью испытания оборудования для лаборатории «Спейслэб».
Космическая подготовка
18 мая 1978 года Клод Николье был отобран ЕКА в первую группу европейских астронавтов как кандидат для участия в полёте лаборатории «Спейслэб-1». В июле 1978 года отправился в США для прохождения общекосмической подготовки.
В соответствии с договором между ЕКА и НАСА, в 1980 году был включён в группу американских астронавтов 9-го набора для подготовки в качестве специалиста полёта. Завершив её в августе 1981 года, стал профессиональным астронавтом.
В долгом 14-летнем ожидании своего первого космического полёта Николье получал различные технические назначения в отделе астронавтов НАСА: тестирование программного обеспечения в лаборатории комплексирования бортовой радиоэлектронной аппаратуры шаттла (Shuttle Avionics Integration Laboratory, SAIL), участие в разработке устройств для возвращения привязного спутника (Tethered Satellite System, TSS), системы дистанционного манипулятора (Remote Manipulator System, RMS), робототехнического оборудования для МКС. С весны 1996 года до конца 1998 года Николье возглавлял отделение робототехники отдела астронавтов.
Космические полёты
Клод Николье является ветераном космонавтики. Помимо того, что он прослужил в отряде астронавтов почти три десятка лет, он совершил четыре полёта в космос, что само по себе уникально для космонавтов, не являющихся гражданами США и России. Кроме того, каждый раз Николье стартовал в космос на другом шаттле.
Первое назначение в экипаж Николье получил ещё в мае 1984 года. Шаттл STS-51-H должен был совершить полёт в июне 1985 года, но из-за пересмотра программ в начале 1985 года НАСА отменила эту миссию.
В сентябре того же года Николье был включён в экипаж шаттла «Атлантис STS-61-K». Но и эта намеченная на сентябрь 1986 года миссия на орбиту не состоялась из-за катастрофы «Челленджера» и последовавшего за ней срыва графика космических стартов.
1. «Атлантис STS-46»
Первый полёт 47-летнего специалиста полёта Клода Николье состоялся после 14 лет пребывания его в отряде астронавтов, на борту шаттла «Атлантис» (STS-46) с 31 июля по 8 августа 1992 года. Основными задачами экипажа из 5 человек были выведение на орбиту спутника EURECA (European Retrievable Carrier) и испытание американо-итальянской системы привязного спутника TSS-1 (Tethered Satellite System). Последняя задача была выполнена лишь частично: из-за того что трос застрял при разматывании, спутник отдалился от корабля лишь на 260 м вместо запланированных 20 км.