Жан Жорж Новерр: биография
Все это время, где бы он ни находился, он продолжал неистово работать: он не только ставил балетные спектакли (Новерр поставил свыше 80 балетов и большое число танцев в операх.), он уделял огромное внимание теории танцевального искусства, разрабатывая и развивая его. Его имя стало широко известно, и он находился в переписке с выдающимися людьми своего времени, в том числе с Вольтером, некоторые письма к которому сохранились до настоящего времени. Новерр начал важную работу над созданием балетного словаря. Примерно в 1795 году он прибыл в Сен-Жермен-ан-Лэ. Там он готовил к изданию свой словарь, который так и не успел довершить — 19 октября 1810 году он скончался.
Значение
Большинство его постановок разрабатывали сюжеты о драматических событиях и сильных страстях. Вслед за Вольтером и Дидро Новерр проводил на балетной сцене идею о подчинении долгу; его эстетические воззрения тяготели к провозглашаемым Ж.-Ж.Руссо естественным чувствам и близости природе (например, балет «Белтон и Элиза», композитор неизвестен, первая половина 1770-х годов). Реформы Новерра оказали решающее влияние на все дальнейшее развитие мирового балета и стали основными постулатами, это в первую очередь: взаимодействие всех компонентов балетного спектакля, логическое развитие действия и характеристик действующих лиц.
Он сам подвел итог своему творчеству: «Я разбил уродливые маски, предал огню нелепые парики, изгнал стеснительные панье и ещё более стеснительные тоннеле; на место рутины призвал изящный вкус; предложил костюм более благородный, правдивый и живописный; потребовал действия и движения в сценах, одушевления и выразительности в танце; я наглядно показал, какая глубокая пропасть лежит между механическим танцем ремесленника и гением артиста, возносящим искусство танца в один ряд с другими подражательными искусствами, и тем самым навлек на себя неудовольствие всех тех, кто почитает и соблюдает старинные обычаи, какими бы нелепыми и варварскими они ни были».
Литературные труды
- приблизительно 1752 — «Теория и практика танца вообще, композиции балетов, музыки, костюма и декораций, сопутствующих ему» («Th?orie et pratique de la danse en g?n?ral, de la composition des ballets, de la musique, du costume, et des d?corations qui leur sont propres»)
- 1760 — «Записки о танце и балете» (фр.: «Lettres sur la danse et les ballets»), издано в Лионе и Штутгарте
- 1781 — «Комментарий по строительству зала» (фр.: «Observations sur la construction d’une nouvelle salle de l’Op?ra»)
- 1801 — «Два письма месье Новерра к Вольтеру» о Дэвиде Гарике (Deux lettres de M. Noverre ? Voltaire)
- 1801 — «Записки об артисте на общественных празднествах» (Lettres ? un artiste sur les f?tes publiques)
Основные постановки
- 1751: Le Jugement de P?ris (Лион — Вена 1771)
- 1754: Les F?tes chinoises (Париж)
- 1754: La Fontaine de jouvence (Париж)
- 1755: Les Matelots (Париж)
- 1755: Les R?jouissances flamandes (Париж)
- 1755: La Proven?ale (Лондон)
- 1755: The Lilliputian Sailors (Лондон)
- 1757: La Toilette de V?nus (Лион)
- 1758: Les F?tes du s?rail (Лион)
- 1758: L’Impromptu du sentiment (Лион)
- 1758: Les Caprices de Galat?e (Лион — Париж 1776 — Лондон 1789)
- 1758: La Mort d’Ajax (Лион)
- 1758: Les Jalousies (Лион)
- 1759: L’Amour corsaire (Лион)
- 1759: Le Jalou sans rival (Лион)
- 1760: La Descente d’Orph?e aux Enfers (Лион)
- 1760: Les F?tes du Vauxhall (Лион)
- 1760: La Mari?e du village (Лион)
- 1760: Les Recrues prussiennes (Лион)
- 1760: Renaud et Armide (Лион)
- 1761: Alceste (Штутгарт — Вена 1767)
- 1762: «Смерть Геркулеса» La Mort d’Hercule композитора Ж.-Ж. Родольфа (Штутгарт)
- 1762: «Психея и Амур» Psych? et l’Amour композитора Ж.-Ж. Родольфа (Штутгарт)
- 1763: «Ясон и Медея» Jason et M?d?e композитора Ж.-Ж. Родольфа (Штутгарт — Вена, Варшава, 1767 — Париж 1776 и 1780 — Лондон 1781, балет обоошел многие европейские театральные сцены, в т.ч. в России)
- 1764: Hypermnestre (Штутгарт)
- 1768 год: «Дон Кихот», композитор Й. Старцер, Вена
- 1770: Diane et Endymion (Вена)
- 1771: Roger et Bradamante (Вена)
- 1772: Agamemnon veng? (Вена)
- 1772: Iphig?nie en Tauride (Вена)
- 1772: Th?s?e (Вена)
- 1773: Acis et Galath?e (Вена)
- 1773: Адель де Понтье (Ad?le de Ponthieu), музыка Старцера (Вена — Лондон 1782)
- 1773: Alexandre et Campaspe de Larisse (Вена)
- 1774: Les Horaces et les Curiaces (Вена 1774 — Париж 1777) - «Горации и Куриации» по трагедии П. Корнеля «Горацио», музыка И. Старцера
- 1775: Renaud et Armide (Милан — Лондон 1782)
- 1775: La nuova sposa Persiana (Милан — Вена 1775)
- 1776: Апеллес и Кампаспа (Apelles et Campaspe), музыка Ф. Аспельмайера (Париж — Лион 1787)
- 1778: Annette et Lubin (Париж)
- 11 июня 1778: «Безделушки» (Les Petits Riens) на музыку В.-А. Моцарта, сочиненную по личной просьбе Новерра; исполнители: Мари Аллар, Мадлен Гимар, Жан Доберваль и Огюст Вестрис, (Парижская Опера)
- 1781: Les Amours d'?n?e et de Didon (Лион)
- 1788: La F?te du S?rail (Париж)
- 1788: «Амур и Психея» L’Amour et Psych? композитора Ж.-Ж. Родольфа (Лондон)
- 1788: La F?te de Temp? (Лондон)
- 1789: Adm?te (Лондон)
- 1794: La Berg?re des Alpes (Лондон)
- 1794: La Vittoria (Лондон)
- 1795: Windsor Castle (Лондон)
- 1795: The Marriage of Peleus and Thetis (Лондон)
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
первый заместитель губернатора Белгородской области, глава департамента цифрового развития
куратор национальных проектов и цифрового направления госкорпорации «Ростех»
Действительный государственный советник Санкт-Петербурга 1-го класса
российский государственный деятель, занимает пост вице-мэра столицы
руководитель Росприроднадзора (с конца 2018 года), бывший заместитель главы Ростехнадзора
экономист, юрист, управленц и специалист в сфере горного оборудования
юрист, генеральный директор АО «ДОМ.РФ»
российский государственный деятель