Биография
Родился 18 ноября 1921 года в селе Полозово Пермской губернии, ныне Частинсного района Пермской области, в крестьянской семье Пикулевых. Отец М.П. Одинцова Петр Федорович служил в следственных органах ОГПУ и НКВД, мать работала лаборантом. Русский.
В 1937 году окончил семь классов школы № 36 города Свердловска и поступил в Свердловский строительный техникум, который вынужден был оставить после первого курса из-за отсутствия средств (15-летнему, живущему с матерью, стипендия не полагалась). В 16 лет поступил на Свердловский завод "Уралобувь", где освоил 6 типов станков, в 16 лет стал знатным рабочим.
Одновременно занимался в городском аэроклубе, который окончил в 1938 году с отличием.
В Красной Армии — с 1938 года.
Учитывая исключительные летные навыки и неоднократные личные просьбы, Одинцов М.П. был в неполные 17 лет принят на военную службу и дал Воинскую присягу, был принят в Пермскую военную школу пилотов. Окончив курс через год, Одинцов М.П. отказался от места инструктора, ускоренно был выпущен и направлен в Энгельсскую военную школу лётчиков. В мае 1940 года окончил училище, Одинцову М.П. было присвоего звание младший лейтенант, и он был назначен в 62-й авиационный разведывательный полк, оснащенный самолетами СБ.
С октября 1940 года — летчик, командир лётного экипажа в 126-м ближнем бомбардировочном полку, оснащенном самолетами Су-2.
Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года.
На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Первый боевой вылет произвёл 23 июня 1941 года. В одном из боев Су-2 Одинцова М.П. получил повреждения, Одинцов М.П. и штурман Червинский были ранены, при вынужденной посадке оба получили тяжелые травмы. Одинцов М.П. после семи месяцев в госпитале, получив заключение военно-медицинской комиссии о негодности к летной и временной негодности к строевой службе вообще, самовольно явился в свой полк, и более года летал, бинтуя руку. Освоил самолет Ил-2, на котором воевал до Победы.
Одинцов М.П. один из первых летчиков, установивший в перегрузку дополнительную бронезащиту для воздушного стрелка. Воздушный стрелок сержант Дмитрий Никонов был в экипаже Одинцова более 3 лет, не был ранен, награжден Орденом Красной Звезды, Орденом Славы III степени и многими медалями, что является редкостью для воздушных стрелков Ил-2; в воздушных боях Никонов сбил 7 истребителей и 1 бомбардировщик, что является лучшим показателем среди воздушных стрелков штурмовой авиации.
Воевал на Брянском, Степном, Сталинградском, Воронежском, Калининском и 2-м Украинском фронтах.
Командир эскадрильи 820-го штурмового авиационного полка кандидат в члены ВКП(б) старший лейтенант М. П. Одинцов к сентябрю 1943 года совершил 96 успешных боевых вылетов, нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике. Действия М.П. Одинцова всегда отличали храбрость, высокое пилотажное и тактическое мастерство. Так, в одном из вылетов в 1942 году М.П. Одинцов прикрыл своим самолетом от атака истребителя самолет командира полка, и в последовавшем воздушном бою сбил два истребителя Bf.(Me)-109. В представлениях на награждения Одинцова М.П. неоднократно указывалось, что он "является мастером вождения больших групп самолетов".
За время войны Одинцова М.П. сбил в воздушных боях 14 самолетов противника, что является наивысшим достижением среди летчиков-штурмовиков.
М. П. Одинцов к концу войны совершил 215 , завершил войну в звании гвардии майора.
Командир Одинцова, командир 155-го гвардейского штурмового авиаполка Герой Советского Союза гвардии подполковник Чернецов Г.У. в рапорте от 08.06.1945г. дал следующую характеристику боевого пути Одинцова:
"За период участия в Отечественной войне тов. Одинцов совершил 215 боевых вылетов, из них на самолете Су-2-13, на Ил-2-202.
Участвуя в боях с врагом на Юго-Западном фронте с 22.06.41 г. по 31.07.41 г., тов. Одинцов на самолете Су-2 произвел 8 боевых вылетов. Принял неравный бой с истребителями противника, был тяжело ранен, но, несмотря на большую потерю крови, изнемогая от боли, мужественно довел свой самолет до аэродрома и благополучно произвел посадку.