Биография
- Родился в 1869 году в семье офицера в Санкт-Петербурге.
- В 1887 организует кружок любителей художественного чтения, в котором ставит задачу соединения слова с интонацией подобно соединению поэзии с музыкой.
- В конце 1890-х годов начинает коллекционировать старинную мебель, антикварные предметы быта и церковной утвари. В 1913 году в собственном одноэтажном домике в Соляном переулке создаёт частный музей мебели — «Старый домик», в котором экскурсоводом был он сам. Данный музей отличался от другим тем, что показывал «старинные интерьеры» — по сути, исторические реконструкции помещений того или иного времени. В собрании Эрмитажа находится немало предметов из коллекции Ю. Э. Озаровского. Дом находился на месте нынешнего дома № 8 (музей «Старый домик»), в настоящее время не сохранился.
- Был женат на Дарье Михайловне Мусиной-Пушкиной (Озаровской), которая с 1901 по 1908 годы также была актрисой Александринского театра.
- Проживал в Санкт-Петербурге на Соляном переулке.
- Преподавал на Драматических курсах при Петербургском театральном училище, а также в драматической школе Поллак.
- В 1908 году печатает статью в журнале «Старые годы. Ежемесячник для любителей искусства и старины».
- В 1911 году издаёт в Санкт-Петербурге театральное пособие с режиссурой, постановкой, костюмами, гримом, декорациями пьесы Д. Фонвизина «Недоросль».
- В 1913 году издает брошюру «Мелодекламация», а также печатается в художественно-литературном журнале «Аполлон» (№ 8-10), где выходит его статья «Музыка мысли и чувства в искусстве живой речи».
- В 1914 году издает книку «Музыка живого слова. Основы русского художественного чтения», в которой предлагает развернутую теорию художественного чтения. Книга содержит два отдела. В отделе первом (Декламация) подробно рассматриваются логика, психология и эстетика художественного чтения, внимание уделяется как общим положениям, таким как логический центр, логическая пауза, гармония и тембр чтения, так и положениям, касающимся отдельных жанров: басня, сатира, поэма и т. д. В отделе втором (Дикция) Озаровский описывает такие свойства человеческого голоса, как подвижность, сила, полнота, говорит о тератологии звука, дает рекомендации по постановке правильного произношения. Кроме того, в книге содержится библиографическая заметка, включающая литературу по теории декламации, а также словарь чтеца и словарь имен.
- После революции эмигрировал, основал в Париже русскую драматическую школу.
- Личный архив с 1890 по 1914 годы хранится в Центральном государственном историческом архиве СССР в Ленинграде.
- Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс, советский актёр и театровед, обучался у Озаровского в 1905—1908 годах на Драматических курсах при Петербургском театральном училище. По его словам именно Озаровский привил ему любовь к театральной старине (особенно XVIII в.), реконструкции, стилизации этого века и истории вообще.
- В настоящее время идеи и мысли Озаровского не потеряли своей актуальности. В частности они приводятся в пример в учебном пособии для студентов «Методика выразительного чтения».
- Умер в Париже в 1924 году.
Семья
- Ольга Эрастовна Озаровская — сестра, исполнительница северных народных сказок, собирательница фольклора. Обнаружила и «открыла» миру сказительницу былин Марью Дмитриевну Кривополенову
- Озаровский, Василько Васильевич — племянник, советский серпентолог, впервые получивший приплод в неволе от эфы и гюрзы
Исследование наследия
Впервые большое количество материалов по коллекции Ю. Э. Озаровского и музею «Старый домик» было введено в научный оборот сотрудниками Государственного Эрмитажа Н. Ю. Гусевой в 2001 году и Н. С. Онегиным в 2010—2011 годах. В 2011 г. была защищена магистерская диссертация, посвященная коллекции Озаровского. В работе раскрываются неизвестные ранее биографические данные, вводятся в научный оборот письма и документы, касающиеся жизни Ю.Э.Озаровского, как коллекционера.