Биография
И. И. Рерберг — представитель четвёртого поколения династии инженеров Рербергов. Отец, Иван Фёдорович Рерберг (1831—1917) — железнодорожный инженер, впоследствии управляющий Нижегородской железной дороги — в год рождения младшего сына (1869) работал в Москве, проектируя первый Бородинский мост.
И. И. Рерберг обучался в кадетском корпусе, служил в сапёрных войсках, в 1896 окончил петербургскую Военно-инженерную академию в звании военного инженера. Работал на строительстве Харьковского паровозостроительного завода. В 1895—1899 годах работал на постройке городской канализации в Москве. С конца 1897 года — один из заместителей Р. И. Клейна на постройке здания Музея имени Пушкина в Москве. Впоследствии, Рерберг неоднократно работал главным инженером и управляющим работами на клейновских проектах, таких как здание магазина Мюр и Мерилиз (ЦУМ, 1907—1908), клиники на Девичьем Поле, ремесленное училище на Миусской площади (1903). В 1906—1918 годах И. И. Рерберг преподавал архитектуру в МУЖВЗ, был учредителем и преподавателем Высших женских архитектурных курсов. В советский период — профессор МВТУ имени Баумана.
Крупные работы Рерберга опирались (в том числе в буквальном смысле) на новаторские по тем временам решения силового каркаса с использованием клёпаных стальных и железобетонных конструкций. Рерберг, сам первоклассный проектировщик, сотрудничал с В. Г. Шуховым и В. К. Олтаржевским. Строил он и традиционные для Москвы особняки, такие, как дом Урусова (ныне посольство Индонезии), на Новокузнецкой, 12 и 14.
Самая значительная постройка Рерберга после 1917 — Центральный телеграф на Тверской (1927). В 1934, после смерти архитектора, завершено строительство начатого в 1930 здания общевойсковой школы РККА в Кремле (на месте снесённых Чудова монастыря и Вознесенской церкви).
Похоронен в Москве, на Введенском кладбище. Могила И. И. Рерберга является объектом культурного наследия федерального значения.
Постройки
- Управление строительством Ремесленного училища имени П. Г. Шелапутина по проекту архитектора Р. И. Клейна (1903, Миусская площадь)
- Дом дешёвых квартир, совместно арх. Т. Я. Бардтом и М. М. Перетятковичем (1907, Улица Гиляровского, 57)
- Городской дом дешёвых квартир для одиноких имени Г. Г. Солодовникова, совместно арх. Т. Я. Бардтом и М. М. Перетятковичем (1908, Улица Гиляровского, 65)
- Особняк Н. В. Урусовой (около 1910, Новокузнецкая улица, 12)
- Елизаветинская женская гимназия с церковью (1912, Большой Казённый переулок, 9)
- Здание Северного страхового общества, совместно с М. М. Перетятковичем, И. А. Голосовым и В. К. Олтаржевским (1909—1911, Ильинка, 21-23 — Новая площадь, 16)
- Голофтеевский пассаж, совместно с В. К. Олтаржевским (1913, Петровка), не сохранился. Голофтеевский — последний московский пассаж, выстроенный до революции (уничтожен, стоял на месте нового здания ЦУМа)
- Киевский (Брянский) вокзал, совместно с В. К. Олтаржевским (1911—1914, Площадь Киевского вокзала, 2)
- Здание Центрального телеграфа (1925—1927, Тверская улица, 7)
- 1-я Советская Объединённая военная школа РККА имени ВЦИК (1929—1930, Московский Кремль)
- Жилой дом (1930, Газетный переулок, 1/12, строение 5)
- Жилой дом (1931, Четвёртая Тверская-Ямская улица, 10)
- Инфекционные корпуса Лефортовского госпиталя
- Перестройка здания правления Московско-Киевско-Воронежской железной дороги (1910-е, Чистопрудный бульвар, 6/19)
Галерея
-
Гимназия в Большом Казённом переулке
-
Северное Страховое общество
-
Здание Центрального телеграфа
-
Киевский вокзал