Поделиться:

О знаменитости

Карл Альберт Герман Тейке: биография


В десятую годовщину смерти Тейке на его могиле был поставлен памятник, а в 75-летний юбилей со дня его рождения он был посмертно удостоен звания почётного гражданина города Ландсберг-на-Варте, с переименованием одной из площадей города в Carl-Teike-Platz.

Творчество

Исследователи творчества Тейке условно делят его творческий путь на три периода: ульмский, потсдамский и ландсбергский. Способности к сочинению музыки, а именно маршей, стали проявляться у Тейке в ульмский период, во время его службы военным музыкантом. За первым маршем Am Donaustrand («На берегу Дуная»), законченном в 1895 году, последовали другие, которые охотно копировались и исполнялись другими военными оркестрами Ульмского гарнизона. Для маршей этого периода характерна подчёркнуто мажорная, восторженная тональность, отражающая радостное восприятие жизни молодой творческой личностью. Апофеозом творческой активности в ульмский период стало создание марша «Alte Kameraden», речь о котором пойдёт ниже. После же увольнения с военной службы творческая активность резко спадает, и период 1890—1894 не отмечен сколько-нибудь заметными произведениями. Очевидно, Тейке относился к той категории творческих личностей, чьи креативные способности довольно сильно зависели от окружающей духовной и материальной среды.

Переехав в Потсдам, Тейке оказался в родной для него среде военной музыки, поскольку в Потсдаме стояли восемь гвардейских полков, чьи оркестры и капельмейстеры были одними из самых лучших в прусской армии. Повседневная жизнь того времени подразумевала, что любое передвижение по городу войск должно сопровождаться оркестром, не говоря уже о ежедневных разводах караулов. Если добавить к этому, что военные оркестры должны были ещё и исполнять музыку в городских садах и парках, то можно предположить, что Тейке доводилось слышать музыку по нескольку раз в день. Всё это, естественно, не могло не способствовать пробуждению творческой активности, и именно потсдамский период считается самым продуктивным в его жизни. К тому же, здесь, в Потсдаме, Тейке встретился с теми явлениями жизни, которые послужили дополнительными источниками его мотивации. Это и близость императорско-королевского двора, представителям которого он, как искренний верноподданный, посвятил несколько маршей; и первые попытки покорить небо и добиться успехов в спорте, к чему он, по сведению близко знавших его людей, проявлял отнюдь не дежурный интерес. К тому же, он хочет выйти за рамки одной формы музыкального произведения, и пробует свои силы в области танца. С присущей ему скромностью, первый свой вальс, написанный в 1906 году, он назвал Nur ein Versuch («Всего лишь попытка»). Затем он написал ещё двадцать танцев (польки, мазурки, рейнландеры) и посвятил этот альбом своей жене Бабетте. Альбом был утрачен, и мы не можем судить, вышел ли Тейке в этой области за рамки «попыток».

Перемена жизни, вызванная болезнью, и приведшая к переезду в Ландсберг, отразилась и в творчестве. Он уже не так плодовит, хотя в этот период и создано несколько хороших маршей. Начало первой мировой войны вызывает небольшой всплеск активности, но последующие трудности существования приводят к тому, что мирная тематика становится преобладающей в его творчестве, и первоначальные воинственные названия некоторых маршей заменяются на миролюбивые, с соответствующей корректировкой музыкального содержимого.

Если говорить о творческой манере Карла Тейке, то она была сосредоточенной и целенаправленной. У Тейке всегда под рукой была нотная тетрадь карманного формата, в которую он сразу же заносил пришедшие в голову мысли в любой обстановке. Когда накапливалось достаточно материала для нового марша, он безошибочно расписывал все партии на бумагу, без предварительного проигрывания.

Большинство маршей Тейке не являются военными, то есть встречными, строевыми или парадными. Они относятся к концертным маршам, чья более свободная форма позволяла ярче выразить те чувства и эмоции, которые послужили поводом или владели им в период их создания. Некоторые из них даже можно назвать своеобразными музыкальными иллюстрациями. Например, марш Graf Zeppelin («Граф Цеппелин», известный также в России как «Воздушный флот»), созданный в 1903 году, создаёт полную иллюзию торжественно шествующего в небе гигантского дирижабля, время от времени корректирующего свой курс мощными моторами.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Стуков Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт Франц Шуберт

австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора