Краткая биография
- Родился в 18 января 1903 года
- 1921 В Красной Армии
- 1922 Окончил Петроградскую военно-теоретическую школу авиации
- 1925 Борисоглебскую школу военных лётчиков
- 1930 Военно-воздушную академию РККА им. профессора Н.Е .Жуковского (ныне ВВИА)
- 1930 на летно-испытательной работе в НИИ ВВС
- 1937 — начальник НИИ ВВС
Достижения
Филин летал на самолётах многих типов, проводил сложные лётные испытания, в том числе
- Первых самолётов с убирающимся шасси (И-14, И-16)
- Первые испытания на штопор истребителей
- Создал инструкцию по выводу из штопора самолётов И-5, И-15
- Поднял в небо ЦКБ-11 (ДИ-6) (30 сентября 1934)
- Принимал участие в испытаниях УТ-1 (АИР-14) (1936).
- Один из создателей методики лётных испытаний
- 26 августа 1929 года Совершил перелёты Москва-Минеральные Воды (совместно с А. Ф. Ковальковым, АИР-3)
- 11-13 сентября 1934 года по замкнутому маршруту Москва-Рязань-Харьков (совместно с М. М. Громовым, АНТ-25) пролетел за 74 ч. 2 мин. 12 411 км, установив мировой рекорд.
Научная работа
В результате осмысления прошедших воздушных сражений в Испании, Китае и Монголии Филин выдвинул концепцию, по которой самолет с самыми лучшими летными данными обеспечивал только 50 % боевой задачи. Остальные 50 % приходятся на двустороннюю радиосвязь, приборы для полетов в сложных и ночных метеоусловиях и другое оборудование. Испытания в НИИ ВВС проданных нам в 1940 году Германией своих новых истребителей и других боевых самолетов подтверждали концепцию Филина. Он был прав, требуя от главных конструкторов самолетов установки радио и другого современного оборудования и проведения полного цикла заводских испытаний, которые должны были предшествовать испытаниям государственным
Роковая встреча
Трагическая кончина
При испытаниях МиГ-3 в НИИ ВВС была получена меньшая дальность, чем в специально организованном перелете Москва-Ленинград в условиях, отличных от принятых для государственных испытаний, и с оборудованием самолета дополнительным прибором, который позволял летчику устанавливать оптимальный режим работы мотора.
"Результат перелета стал известен Сталину, и он предложил в этом разобраться комиссии под руководством наркома обороны Тимошенко, секретаря ЦК Маленкова и заместителя начальника Генерального штаба Ватутина. Конечно, такие руководители были далеки от понимания тонкостей летных испытаний, и они подтвердили жалобы главных конструкторов на Филина в том, что он занижал данные испытуемых самолетов. За подписью вышеуказанных руководителей комиссии вышел приказ, которым генерал-майор Филин предавался суду военного трибунала.
В первых пунктах приказа ему ставилось в вину занижение дальности МиГ-3. Как ни странно, ему же ставилось в вину то, в чём он обвинял конструктора Яковлева, то есть в недостаточно подробных и полных испытаниях самолета Як-1. Ему же ставилось в вину, что самолеты были запущены в серийное производство без проведения войсковых испытаний, на проведении таких испытаний настаивал именно Филин. Этим же приказом отстранялись от должностей группа инженеров и летчиков-испытателей, проводивших государственные испытания в НИИ ВВС.
Приказ датирован 31 мая 1941 года. Филин был арестован 23 мая. Далее его участь решали заместитель Берии Кобулов и следователь НКВД Владзимировский. Они уже избегали авиационно-технических подробностей, а предъявили обвинение в антисоветском заговоре. Постановлением особого совещания при НКВД СССР 13 февраля 1942 года Филин был приговорен к расстрелу, и 23 февраля приговор был приведен в исполнение.
Реабилитирован 26 марта 1955 года.
Награды
- 2 Ордена Ленина
- Орден Красной Звезды
- Медаль