Бхактиведанта Свами Прабхупада: биография
Семья Де проживала на улице Харрисон-роуд в индийском торговом квартале, принадлежавшем семье Муллик. Напротив их дома располагался вот уже полтора века поддерживавшийся на средства семьи Муллик храм Радхи-Кришны, в котором были установлены для поклонения статуи божеств Кришны и его возлюбленной Радхи. Ежедневно маленький Абхай в сопровождении своих родителей или прислуги посещал храмовые богослужения. Гоур Мохан также имел у себя дома алтарь и каждый день, приходя с работы, проводил пуджу. Он часто приглашал в дом странствующих садху и просил их благословить своего сына на то, чтобы тот стал «слугой Радхи».
Родители смогли успешно воспитать своего сына в духе кришнаитской религиозной традиции. Абхай глубоко вобрал в себя индуистскую веру своих родителей и ещё в детские годы стал «неформальным религиозным лидером» среди своих сверстников. В шестилетнем возрасте Абхай организовал подобие «фестиваля колесниц» Ратха-ятры — крупнейшего вайшнавского праздника, ежегодно проводимого в городе Пури в Ориссе. Для этой цели Абхай убедил своего отца построить маленькие копии трёх колесниц, на которых в ходе праздника везут статуи божеств Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры.
Раджани хотела, чтобы Абхай, когда подрастёт, отправился в Лондон изучать право. Гоур Мохан, однако, не желал подвергать сына тлетворному влиянию западного общества и не одобрил планов своей жены. Всё же, он дал Абхаю не только религиозное воспитание, но и позаботился о том, чтобы тот получил наилучшее образование. Когда Абхаю исполнилось пять лет, Гоур Мохан нанял учителей, которые в течение трёх последующих лет обучали сына санскриту и бенгали. В восьмилетнем возрасте Абхая отдали в престижную частную вайшнавскую школу, где он изучал «не только науки, математику, историю и географию, но и свою родную кришнаитскую религию».
1916—1920 гг. Учёба и женитьба
Родители желали дать Абхаю современное европейское образование и отправили его в 1916 году учиться в престижный христианский Шотландский церковный колледж. В колледже Абхай изучал английский, санскрит, философию и экономику. В программу также входило изучение британской истории и классической литературы. Шотландский церковный колледж славился своим высококвалифицированным преподавательским составом и был крупным центром бенгальской интеллигенции. Выпускниками этого учебного заведения в своё время были такие известные индийские гуру, как Вивекананда и Парамаханса Йогананда. Классом старше Абхая учился борец за независимость Индии и будущий лидер Индийского национального конгресса Субхас Чандра Бос. Обязательными предметами обучения в колледже были Библия и христианское богословие. Однако, христианство не интересовало воспитанного на вайшнавской культуре Абхая. Позже Абхай и вовсе отверг западную культуру, историю, литературу и науку как «жалкое подобие того, что он считал великой древнеиндийской цивилизацией».
С началом учёбы в колледже, духовная жизнь Абхай пошла на спад и он прекратил заниматься духовными практиками. Однажды Абхай увидел во сне мурти Кришны, которому он поклонялся в детстве. Явившись перед Абхаем, Кришна запротестовал против того, что его спрятали в сундук и забыли о нём. Тогда Абхай нашёл мурти и снова, как в детские годы, начал ежедневно поклоняться и молиться ему.
В 1918 году, когда Абхай учился на третьем курсе колледжа, Гоур Мохан устроил его свадьбу с одиннадцатилетней девочкой по имени Радхарани Датта, происходившей из состоятельной и аристократической вайшнавской семьи. Следуя индийским обычаям, до тех пор, пока Абхай не окончил колледж и не начал работать, Радхарани оставалась жить в доме своих родителей.
Во время учёбы в колледже Абхай примкнул к Индийскому национально-освободительному движению и открыто объявил себя последователем Махатмы Ганди, чей индийский национализм был вдохновлён индуизмом и, в частности, идеями «Бхагавад-гиты». Следуя примеру Ганди, в знак протеста против англичан Абхай носил сотканную вручную традиционную индийскую одежду. В 1920 году Абхай сдал выпускные экзамены, но протестуя против того, что колледж принадлежал британским колонизаторам, отказался принимать участие в выпускной церемонии и получать диплом.
Комментарии
Комментарии
активная деятельница социалистического и женского движений Великобритании и суфражистка, переводчица литературных произведений
российский филолог-востоковед, философ, переводчик
украинский советский драматург, переводчик, театральный деятель
известный раввин, переводчик Талмуда на современный иврит, английский, русский и испанский
русский философ, психолог, теоретик искусства, переводчик философской и художественной литературы
сотрудник германской военной разведки
переводчица, жена писателя Николая Васильевича Шелгунова
барон, дипломат Петровского времени