Семья, образование, учёные степени
Родился в семье священника. Окончил Архангельское духовное училище, Архангельскую духовную семинарию (1894), Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1898). Магистр богословия (1908; тема диссертации — «Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые двадцать лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века»). Доктор церковной истории (1951; тема диссертации: «Болгарский народ под греческой церковной властью преимущественно в XIX веке. Происхождение греко-болгарского вопроса и болгарской схизмы»).
Профессор и священник
- В 1898—1901 — преподаватель философии и обличительного богословия в Самоковском училище в Болгарии.
- В 1901—1903 — помощник инспектора Санкт-Петербургской духовной академии.
- С 1903 — преподаватель обличительного богословия, истории и обличения раскола.
- С 1 ноября 1909 — иерей; клирик храма Воскресения Христова («Спаса на Крови») на Екатерининском канале в Петербурге.
- С 1913 — доцент Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре истории славянских церквей.
- С 1914 — сверхштатный экстраординарный профессор академии.
- С 1915 — штатный экстраординарный профессор академии.
- С 1916 — протоиерей.
- В 1919—1922 — сотрудник 2-го отделения IV секции Единого государственного архивного фонда (оставаясь в клире храма Воскресения Христова).
- С 7 февраля 1922 был профессором кафедры истории славянских и румынской православных церквей Петроградского Богословского института.
- Отказался присоединиться к обновленческому движению. Летом 1923 был арестован по обвинению в «распространении контрреволюционных листовок», приговорён к одному году лишения свободы, но вскоре освобождён.
- 9 августа 1923 года — 3 декабря 1929 — ключарь (фактический настоятель) храма Воскресения Христова, ставшего кафедральным собором «староцерковной» Ленинградской епархии после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев.
Деятель «иосифлянского» движения
В 1927, после издания Декларации Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), содержавшей далеко идущие уступки советской власти, протоиерей Василий Верюжский стал одним из основных её противников в среде ленинградского духовенства, письменно обратился к митрополиту Сергию с просьбой «отказаться от намечающегося курса порабощения Церкви государством» и пересмотреть основные направления своей церковной политики. После резкого отказа митрополита Сергия от каких-либо уступок своим оппонентам, стал одним из лидеров «иосифлянского» движения, отказавшегося подчиняться Заместителю Патриаршего местоблюстителя. За это 30 декабря 1927 был запрещён в служении епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем), но запрещения не признал. Ранее в том же году, когда конфликт ещё не достиг такой остроты, епископ Николай хотел назначить протоиерея Верюжского в епархиальный совет, но его кандидатура была отведена ОГПУ как «ярого противника Сергия, сторонника митрополита Иосифа».
В январе 1928 ленинградское управление ОГПУ сообщало, что
3 декабря 1929 был арестован, содержался в одиночной камере, 8 августа 1930 приговорён к 10 годам лишения свободы. Срок отбывал в Свирьском исправительно трудовом лагере. В 1932 оставшийся срок заключения был заменён ссылкой, которую он отбывал в Архангельске, а с 1936 — в Каргополе. По истечении срока ссылки, 3 декабря 1939, ему было разрешено вернуться в Ленинград. Один из немногих видных деятелей «иосифлянства», переживших расстрелы конца 1930-х годов.
Последние годы жизни
В 1946 принёс покаяние и воссоединился с Патриаршей церковью.
Был реабилитирован постановлением ОСО при МГБ СССР от 15 марта 1947 года.
С 1951 — профессор и заведующий вновь открытой кафедрой византологии и истории славянских церквей Ленинградской духовной академии.
Данные о сыне
Сын — Василий Васильевич, архитектор. Находился в заключении в Красноярске, работал в так называемых «шарашках», после освобождения был начальником архитектурно-строительного отдела «СибцветметНИИпроекта», в 1960—1970 — председатель Красноярского отделения Союза архитекторов. В 1952 по его проекту в городе Фрунзе был построен Воскресенский собор.
Труды
- Архиерейский дом при первом Холмогорском архиепископе Афанасии. Архангельск, 1900.
- Афанасий, архиепископ Холмогорский. Его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые двадцать лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века. СПб, 1908.
- Происхождение греко-болгарского церковного вопроса и болгарской схизмы // Журнал Московской Патриархии, 1948, № 7, 11, 12.
Библиография
- Православная энциклопедия. Т. VIII. М., 2004. С. 30-31.