Карло Джезуальдо да Веноза: биография
Форма мадригалов до мельчайших подробностей детерминирована текстом, образуя ясно различимые разделы, часто не соизмеримые по размерам и архитектоническому «весу». Молниеносная смена аффектов сопровождается резкой сменой склада внутри одной пьесы – имитационно-полифонического и гомофонного (нередко напоминающего вилланеллу, канцонетту и другие песенные жанры).
В сочинениях Джезуальдо, как никакого другого итальянского композитора, отразился маньеризм Позднего Ренессанса с характерными для него чертами: преувеличенность чувств, смешение в пределах небольшой пьесы различных композиционных техник, изыски ритмики, фактуры и формы.
При всей новизне музыкального языка Джезуальдо остался безразличным к нарождающимся «модным» тенденциям: не писал инструментальных танцев, арий, опер; в манере письма не поменял «первую практику» на вторую (в отличие от своего другого великого современника, Клаудио Монтеверди), одним словом, никак не отразил победное шествие новой гомофонной музыки.
Помимо мадригалов ему принадлежат 2 сборника латинских мотетов (изданы под названием «Духовные песнопения», Sacrae Cantiones, 1603). Первый сборник с мотетами на 5 голосов сохранился целиком. Второй сборник с мотетами на 6 голосов сохранился частично . Все мотеты написаны в традиционной строфической форме, с обширным использованием имитационной полифонии. Кроме того, Джезуальдо принадлежит сборник «Респонсории и другие [сочинения] к оффицию Страстной недели» (Responsoria et alia ad Officium Hebdomadae Sanctae spectantia, 1611). В духовные сочинения композитора проникают типичные для его мадригалов музыкальная риторика (показательна в респонсории «Tristis est anima mea») и хроматический стиль (особенно заметный в гоморитмической фактуре псалма «Miserere» и библейской песни «Benedictus», входящих в сборник респонсориев). Джезуальдо также приписывается несколько канцонетт, впрочем, опубликованных в посмертном сборнике (Неаполь, 1616).
Рецепция
События жизни Джезуальдо (приукрашенные художественным вымыслом) легли в основу литературных произведений и кинофильмов: новеллы А. Франса, фильма В. Херцога «Смерть на пять голосов» (1995), фантазии Б. Дина «Карло» (1997), книги В. Хэммонда «Искушение Марии д’Авалос» (The Devil & Maria D’Avalos), рассказа Х. Кортасара «Клон». О намерении снять полнометражный фильм про Джезуальдо неоднократно заявлял в XXI веке Б. Бертолуччи.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
Пианистка
композитор и вокалист группы HELLO
британская певица
английская певица и фотомодель
российский певец
советский поэт, композитор, сценарист и прозаик
норвежский композитор
австрийский композитор