Жизнь
Родился в древней дворянской семье в Хасселте, старший сын, образование получил в Брюсселе. Окончил ?cole polytechnique (ныне разделён на Universit? Libre de Bruxelles и Vrije Universiteit Brussel) с дипломом инженера. В каникулы и вместо преддипломной практики работал на пароходах, курсировавших между Остенде и Дувром, а также на судах рыболовного флота. Получив диплом, вопреки семейной традиции и желанию отца, вступил в ряды военно-морского флота, и был удостоен первого унтер-офицерского чина 19 января 1886 г.
Окончил офицерское училище в Остенде, был назначен на гидрографическое судно «Бельжика». в 1890 г. получил звание лейтенанта. Во время службы впервые заинтересовался полярными исследованиями, в 1895 г. участвовал в плавании к Ян-Майену и восточному побережью Гренландии. Он получил приглашение Адольфа Эрика Норденшельда участвовать в шведской экспедиции в Гренландию, но она сорвалась из-за недостатка финансирования. В ответ Жерлаш предложил план собственной экспедиции.
Экспедиция 1897—1899 гг
Главным спонсором бельгийской экспедиции в Антарктику выступил король Леопольд II, крупное пожертвование обеспечило Географическое общество Бельгии, а также производители соды — фирма Эрнеста Сольвея. Программа экспедиции была весьма широкой: помимо географических и картографических работ, исследования Южного магнитного полюса, планировались колониальные захваты в Южном полушарии и поиски полезных ископаемых.
В 1896 г. Жерлаш купил норвежский китобоец Patria, переименованный в «Бельжику» (по названию римской провинции на территории Бельгии). Личный состав экспедиции был интернациональным, и включал в себя:
- Адриен де Жерлаш, бельгиец — начальник экспедиции.
- Жорж Леконт (Georges Lecointe), бельгиец — геофизик, первый помощник командира.
- Жюль Мелер (Jules Melaerts), бельгиец — второй помощник командира, лейтенант ВМФ.
- Руал Амундсен, норвежец — штурман «Бельжики».
- Хенрик Арктовский, поляк — геолог, океанограф и метеоролог.
- Эмиль Данко, бельгиец — геофизик.
- Эмиль Раковица, румын — биолог, зоолог, ботаник и спелеолог.
- Фредерик Кук, США — судовой врач и фотограф. В 1909 г. заявил, что достиг Северного полюса 21 апреля 1908 г.
- Антон Добровольский, поляк — метеоролог.
- Анри Сомерс, бельгиец — старший машинист.
- Макс ван Риссельберг, бельгиец — второй машинист.
- Луи Мишотт, бельгиец — кок.
- Адам Толлефсен, норвежец — матрос.
- Людвиг Яльмар Йохансен, норвежец — матрос.
- Энгельбрет Кнудсен, норвежец — матрос.
- Карл-Август Винке, норвежец — матрос. Погиб 22 января 1898 г., сорвавшись за борт.
- Йохан Корен, норвежец — матрос, исполнял обязанности ассистента биолога.
- Густав-Гастон Дюфур, бельгиец — матрос.
- Жан ван Мирло, бельгиец — матрос.
Отплыв из Антверпена, «Бельжика» в январе 1898 г. достигла побережья Земли Грэма, пройдя длинным путём через Магелланов пролив. Пройдя проливом, названным в честь судна, экспедиция пересекла Южный полярный круг 15 февраля 1898 г. Время было упущено, и 28 февраля судно было зажато льдами в Море Беллисгаузена, началась незапланированная зимовка. Из-за неподходящего рациона питания на борту началась тотальная эпидемия цинги (её избежали только Кук и Амундсен, регулярно охотящиеся на тюленей). На борту не было полярной одежды (Амундсену пришлось сшить её из розовых шерстяных одеял), в жилых помещениях «Бельжики» поддерживалась температура ниже точки замерзания воды. Оказалось, что было взято ничтожное количество осветительного керосина, и люди сидели впотьмах. С 17 мая по 23 июля длилась полярная ночь, в ходе которой сошли с ума два матроса (один из них пошёл пешком в Бельгию). В ходе зимовки возник крупный конфликт между Жерлашем и Амундсеном, который самовольно взял командование на себя, и заявил, что не имеет с командиром ничего общего.