О знаменитости
Ахмет Куанович Жубанов: биография
В 1932 году Жубанов становится аспирантом Академии искусствоведения в Ленинграде, а через год Наркомпросом Казахстана был отозван на работу в Алма-Ату. Вся его последующая творческая жизнь оказалась тесно связанной с зарождением, становлением и развитием новых форм музыкальной культуры в Казахстане. Организаторская и педагогическая деятельность Жубанова началась в 30-е годы, когда в республике открылось первое музыкальное учебное заведение — музыкально-драматический техникум. По инициативе Жубанова при нём был организован научный кабинет, а также экспериментальная мастерская по усовершенствованию народных инструментов. Сюда для работы были приглашены Е. Брусиловский из Ленинграда, Л. Мухитов из Уральской области, М. Букейханов из Кызыл-Орды, мастера по изготовлению музыкальных инструментов братья Романенко и другие.
При техникуме Жубанов создал студенческий ансамбль домбристов, который на Первом Всеказахстанском слете народных талантов в 1934 году продемонстрировал свое искусство. Вскоре Президиум КазЦИК принял постановление о создании на основе ансамбля домбристов оркестра казахских национальных инструментов. Так родился известный всему миру Казахский Государственный оркестр народных инструментов имени Курмангазы, дирижером и художественным руководителем которого был назначен Ахмет Жубанов.
Важная сторона плодотворной деятельности Жубанова — его организаторская работа по подготовке национальных кадров. Он многие годы возглавлял кафедру казахских народных инструментов Алма-Атинской Государственной консерватории, где разработал специальный курс по истории казахской народной музыки. Многие из известных сейчас музыкантов воспитанники Ахмета Жубанова. Это Нургиса Тлендиев, Шамгон Кажгалиев, Рустембек Омаров и другие.
Научно-исследовательскую, музыкально-общественную, педагогическую деятельность Жубанов успешно сочетал с активным творчеством, внося большой вклад в казахскую профессиональную музыку. Он автор многих произведений различных жанров, получивших признание народа. Среди них симфонические произведения и оперы, камерно-инструментальные и хоровые сочинения, песни и романсы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам. Композиторской деятельностью Ахмет Жубанов занимается с 1938 года.
Молодой композитор не ограничивался переработкой казахских народных песен. Он переложил для оркестра казахских народных инструментов сочинения русских и зарубежных композиторов-классиков. В 1943 году Казахский оркестр народных инструментов сыграл марш Черномора из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Музыкальный момент» Шуберта в инструментовке Жубанова. В дальнейшем были созданы оркестровка фрагментов оперы Чайковского «Пиковая дама», Римского-Корсакова «Царская невеста», «Прелюдии» и «Крымских эскизов» Спендиярова. Жубанов переложил также для оркестра инструментальные сочинения, песни и хоры Коваля, Покрасса, Чишко, Ревуцкого и других русских и украинских композиторов советского периода. Все это способствовало повышению и совершенствованию исполнительского мастерства музыкантов оркестра. Дальнейший рост этого коллектива, широкая пропаганда творчества композиторов-классиков неотделимы от деятельности и опыта Жубанова. Его традиции стали примером для последующих поколений композиторов и дирижеров.
Композиторская деятельность Жубанова в 1938-40 годах развивалась по двум направлениям — он занимался обработкой народных песен и кюев и писал свои произведения. В 1939 году он создает музыку к пьесе Г. М. Мусрепова «Козы-Корпеш — Баян-Сулу». Совместно с композитором М. Ф. Гнесиным работает над музыкой к фильму «Амангельды». Затем он сочиняет музыку к драматическим спектаклям М. Акынжанова «Исатай-Махамбет», М. О. Ауэзова «Абай». Одно из значительных творений этих лет — музыкальная пьеса «Сары» о жизни и творчестве народного композитора.
Комментарии
Комментарии
Пианистка
композитор и вокалист группы HELLO
британская певица
английская певица и фотомодель
российский певец
советский поэт, композитор, сценарист и прозаик
норвежский композитор
австрийский композитор