Биография
Алексей Консовский родился в 1912 г. в Москве. В 1933 окончил техникум при театре имени Всеволода Мейерхольда, до 1935 играет в этом театре, в 1935-36 гг. — артист студии под руководством Н.П. Хмелёва, в 1937-38 гг. — артист Московского ТРАМа, в 1938-39 гг. — Ленинградского государственного театра Комедии, в 1940-43 гг. — артист киностудии «Союздетфильм», в 1943-50 и в 1953-86 — артист Государственного академического театра имени Моссовета, в 1950-53 гг. — артист Московского театра имени М.Н. Ермоловой.
В браке с Верой Алтайской родилась дочь Светлана.
Ушёл из жизни в 1991 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Творчество
Алексей Консовский запомнился широкой публике как выдающийся лирический актёр, создатель таких поэтических образов как Принц в «Золушке», Лётчик и Лис из повести «Маленький принц» Сент-Экзюпери, и Михаил Лермонтов в биографической ленте о жизни поэта.
Манера его игры отличалась редкой актёрской чуткостью. В послереволюционные и предвоенные времена, далёкие от поэзии, он изображал хрупких и ранимых героев с глубоким духовным миром. В эпоху, когда искусство заполнено образами могучих «стоиков» Консовский находит краски изображать своих героев трогательными и человечными, отличающимися почти детской смешливостью. Подобный пафос ближе всего подходил к образу Маленького принца, а позднее ассоциировался с уютными героями Г. Бёлля — ласковыми детьми в мире беспощадных и странных взрослых. Подобная глубина удачно сочеталась с естественностью: невероятно искренне разработан Принц из «Золушки», который при всём его романтизме не впадает в сказочную условность. Отдельного внимания заслуживает страстный образ Лермонтова и проникновенный трагизм авторского тона в «Пингвинах».
Если в кино Консовский остался в памяти зрителей романтичным юношей, то в мастерстве звучащего слова он запомнился в самых разнообразных амплуа. Артист начал работать со звуком с неподражаемой в этом жанре Марией Бабановой, которую считал своим учителем. Вдвоем они записали хрестоматийный аудиоспектакль «Маленький принц», в котором Мария Ивановна сыграла принца. Сегодня эта запись считается образцом жанра звучащего слова. Помимо участия в радиоспектакях, Консовский стал популярнейшим голосом художественного и документального кино, оставшись непревзойденным мастером дубляжа.
Роли в театре
Студия под руководством Н.П. Хмелёва
- 1936 — «Комедианты» Х. Бенавенте (реж. Николай Хмелёв) — Леандро
Театр им. М.Н. Ермоловой
- 1950 — «Дачники» М. Горького (реж. Андрей Лобанов) — Рюмин Павел Сергеевич
- 1952 — «Достигаев и другие» М. Горького (реж. Андрей Лобанов) — Звонцов
Театр им. Моссовета
- 1947 — «Забавный случай» К. Гольдони (реж. Юрий Завадский) — Гасконь
- 1954 — «История одной любви» К. Симонова (реж. Тенгиз Кандинашвили) — Андрей Ваганов
- 1955 — «Первая весна» Г. Николаевой и С. Радзинского (реж. Юрий Завадский) — Алексей Чаликов
- 1962 — «Бунт женщин» Н. Хикмета по комедии Аристофана (реж. Юрий Завадский) — Роберто
- 1964 — «Маскарад» Ю. Лермонтова (реж. Юрий Завадский) — Неизвестный
- 1966 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика (реж. Леонид Варпаховский) — Судья Сэмуэл
- 1972 — «Золото, золото, сердце народное» по произведениям Н. Некрасова (реж. Евгений Завадский) — Автор
- 1976 — «На полпути к вершине» П. Устинова (реж. Павел Хомский) — Викарий
- 1979 — «Братья Карамазовы» по роману Ф. Достоевского (реж. Павел Хомский) — Старец Зосима
- 1979 — «Смерть Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина (реж. Борис Щедрин) — Доброзраков
- 1981 — «ОБЭЖ» Б. Нушича (реж. Мирослав Белович) — Жан
- 1983 — «Суд над судьями» Э. Манн (реж. Павел Хомский) — Судья Норрис