О знаменитости
Гавриил Костельник: биография
Сотрудничество с НКВД Г.Костельник начал в 1941 году, когда после обыска и последующего ареста своего сына, проведенного НКВД под видом милиции, Г.Костельник был вынужден пойти на контакт с УНКВД. Зная о натянутых личных отношениях с митрополитом А.Шептицким и И. Слепым, представители НКВД обсуждают с Костельником возможность создания автокефальной украинской церкви независимой от Рима. По заданию НКВД, Г. Костельник пишет ряд статей и реферат на данную тему.
В рамках мероприятий НКВД 1940—1941, планировалось спровоцировать раскол внутри церкви (между сторонниками восточного и западного обрядов), всячески дискредитировать руководителей церкви фактами их личной жизни, обвинить в нарушении канонических законов и злоупотреблении церковным имуществом, активизировать православных церковников на борьбу за присоединение униатов к РПЦ, в Верховном Совете УССР поднять вопрос о назначении уполномоченных по делам культов при облисполкомах. Отдельным положением в рамках мероприятий НКВД по отношению УГКЦ, начальнику 2-го отдела ГУГБ НКВД, комиссару госбезопасности 3-го ранга Федотову было поручено организовать вместе с Наркомфином СССР налоговую схему для использования против духовенства УГКЦ — налогообложение духовенства в Западных областях УССР должно проводиться «по согласованию с местным аппаратом НКВД».
Львовский собор 1946
(Более подробно о ликвидации УГКЦ — См.Украинская грекокатолическая церковь)
Первоначальные планы по ликвидации УГКЦ, путём создания украинской церкви с последующим присоединением её к РПЦ, создавались НКВД в 1940-41, осуществлению планов помешала война. После 1945 года, ликвидацию УГКЦ уже планировлось провести без промежуточного создания какой-либо украинской церкви.
Под сильным давлением НКВД начинается движение за воссоединение с православной церковью, во главе которого встал д-р Г. Костельник, он же был председателем «инициативной группы», координировавшей процесс и занимавшейся миссионерской работой. Следует отметить, что создание инициативной группы и движение было полностью инспирировано сверху и проходило согласно плану, разработанному и утвержденному НКГБ СССР.
Среди значительной части населения Западной Украины традиционно существовала определённая тяга и симпатия к православию. Об этом свидетельствует массовый переход грекокатоликов в Русскую Церковь в 1914—1915 гг.; с 1890 г. и до начала Второй мировой войны в США около 90 000 эмигрантов русин из Галиции и Карпат перешли в православие; на Лемковщине и в Галиции с 1923 по 1929 гг. число вернувшихся в православие составляло около 30 000 человек, а к 1933 г. цифра эта увеличилась до 60 000 человек. Однако вмешательство карательных органов и гонения против твердых сторонников унии дискредитировали саму идею присоединения к РПЦ, которая в глазах верующих стала часто отождествляться с советским репрессивным аппаратом, русификацией и угнетением украинского языка и культуры, к этому же в основном сводилась и позиция ОУН.:
О общем, согласно донесениям УНКГБ, население восприняло «воссоединение» с РПЦ, в целом, нейтрально или положительно. Негативно к решению Львовского Собора отнеслась некоторая часть украинской интеллигенции, которая понимала, что ликвидация УГКЦ есть способ приблизить Западную Украину к тому положению в котором уже многие годы находилась остальная часть СССР, усилить связь с Москвой, некоторые представители украинской интеллигенции видели в этом попытку русификации украинской церкви и наступление на украинскую культуру.
Из донесений УНКГБ о реагировании украинской интеллигенции на публикацию извещения Прокуратуры СССР об обвинении И.Слепого и предстоящую ликвидацию УГКЦ:
Из сводки УНКГБ о реагировании украинской интеллигенции на предстоящую ликвидацию УГКЦ:
Отношение ОУН, к ликвидации УГКЦ было резко негативным, в проведении собора они подчеркивали политические мотивы мероприятия проведенного под патронатом НКГБ.
Двое сыновей Костельника были вовлечены в националистическое движение и оба погибли в боях с частями НКВД.
В своих воспоминаниях высокопоставленный сотрудник МГБ Павел Судоплатов, писал о жизни Гавриила Костельника: «После смерти митрополита Александра Шептицкого в 1945 году среди униатских священнослужителей разгорелся ожесточенный конфликт. Дело в том, что внутри униатской церкви давно существовало сильное движение за объединение с православной церковью. Те священники в окружении Александра Шептицкого, которые противостояли такому союзу, оказались серьёзно скомпрометированными своим сотрудничеством с немцами. Архиепископ Гавриил Костельник, якобы высказывавшийся на протяжении почти трех десятилетий за объединение с православной церковью, стал во главе этого движения. В 1946 году, вскоре после освобождения из под ареста, Костельник собрал конгрегацию униатских священнослужителей, проголосовавших за воссоединение с православной церковью.»
Комментарии
Комментарии
Руководитель Центра Добрых Дел
российский общественный деятель, психолог, телеведущая, писатель
латиноамериканский революционер, кубинский государственный деятель
государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании, писатель
основатель и лидер итальянской фашистской партии
коммунистический деятель международного масштаба, теоретик и практик марксизма, идеолог троцкистского течения
лидер украинских националистов начала XX века
гауляйтер Франконии, главный редактор антисемитской газеты «Штурмовик»