Поделиться:

О знаменитости

У Чжэнь: биография


Большое значение для У Чжэня приобретают творческие контакты с Хуан Гунваном, Ни Цзанем и Ван Мэном., ведущими художниками-интеллектуалами того времени, которые были близки ему по духу и творческим устремлениям. Известно, например, что в 1338 году У Чжэнь написал для Хуан Гунвана картину «Вид горы Чжуншань». Сохранились также тексты надписей Ни Цзаня и Хуан Гунвана на отдельных его произведениях, и тексты самого У Чжэня на работах Ван Мэна.

В последние годы жизни творчество У Чжэня получило признание. Имея возможность всецело заниматься искусством, художник безвыездно жил в Вэйтане. Здесь же в 1354 году он умер и был погребён недалеко от своего дома. Незадолго до смерти У Чжэнь сочинил и написал табличку для своей могилы: «Усыпальница монаха по прозванию «Цветущая слива».

Творчество.

Изначально творчество У Чжэня основывалось на работах прославленных мастеров пейзажа эпохи Северная Сун – Го Си, Ли Чэна, Дун Юаня, Цзюй Жаня. Он очень долго изучал их, и приблизительно к 50-и годам выработал свою манеру.

У Чжэнь писал пейзажи и бамбук. Его пейзажи, как правило, это обычные речные сценки с непременным рыбаком – жанр, который весьма соответствовал своему времени, поскольку выражал человеческое стремление к спокойствию и надёжности, бегству от отталкивающих сторон общественного бытия. Особенности его пейзажей можно вывести методом исключения, то есть, описав то, что ему не присуще: драматические эффекты, экспрессивные человеческие фигуры, применение формальных средств, характерных, например, для живописи его современника Шэн Моу – более динамичного мазка и более динамичных форм. Пейзажи У Чжэня проникнуты настроением спокойствия, которое китайские литераторы обозначают словом «пиньдань» - ровность, пресность.

Идеальным примером сказанному может служить картина «Рыбак» созданная в 1342 году (Национальный дворцовый музей, Тайбэй). Поэма, написанная художником на верхней части свитка посвящена рыбалке, сама картина – нет. Человек, сидящий в лодке у переднего края берега, задумчиво смотрит на низкие горы и лунный свет, разливающийся по водной глади, а лодочник отдыхает, отложив весло. Композиция опирается на устойчивую горизонталь, нарушаемую только вертикалями деревьев; поверхность земли сформирована невысокими холмами с единственной треугольной горой вверху справа, которая кажется далёким эхом треугольных верхушек деревьев. Домики вверху справа в свою очередь выглядят эхом уединённого прибежища внизу слева. Эти взаимоотношения форм, растянувшиеся по диагонали картины, выражают чувство одиночества и отчуждённости; это ещё один приём, используемый в речных пейзажах, для передачи смыслового посыла людям юаньской эпохи.

Работа кистью У Чжэня ограничена несколькими разновидностями мазка, но во всех случаях широкого и прямого, выполненного кистью такого типа, которая при нажатии оставляет ровный след. Китайцы называют это «круглой» работой кисти, в отличие от «остроконечной», которую применял, например, Шэн Моу.

Другой, но едва ли не самый известный его свиток «Рыбаки», является версией картины пейзажиста X века Цзин Хао, которая принадлежала У Чжэню; он существует в двух вариантах. Один ныне находится в Галерее Фрир, и датируется примерно 1340 годом, другой хранится в музее Шанхая, не датирован художником, но сопровождён колофоном, написанным в 1345 году земляком У Чжэня – У Гуанем, для которого эта картина, видимо, и была написана, поскольку на ней стоят его печати. У Гуань был богатым коллекционером и художником-любителем, восторгавшимся работами У Чжэня, и вполне вероятно, увидев раннюю версию картины, попросил сделать другую для себя. Оба варианта «Рыбаков» не идентичны в композиции; более ранний несет на себе следы импровизаций и правки, начисто отсутствующие в позднем. На каждом свитке изображены рыбаки в лодках, и каждый сопровождён четырёхстрочным стихом, сочинённым в размере «Песни рыбака». Рыбалка в юаньской поэзии и живописи стала метафорой отшельничества, бегства от жизненных трудностей. Фигуры учёных-рыболовов всем своим поведением и позами показывают, что они оказались на реке вовсе не для того, чтобы поймать рыбу; они либо спят, либо любуются природой, либо перекликаются друг с другом, либо просто гребут веслом. Только один человек почти в самом конце свитка занят рыбной ловлей.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Франсиско Гойя Франсиско Гойя

великий испанский художник

Михаил Врубель Михаил Врубель

русский художник

Иероним Босх Иероним Босх

нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства

Караваджо Караваджо

итальянский художник

Тициан Вечеллио Тициан Вечеллио

итальянский художник эпохи Возрождения

Энди Уорхол (Андрей Вархола) Энди Уорхол (Андрей Вархола)

американский художник, король поп-арта

Оскар Клод Моне Оскар Клод Моне

французский художник

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора