Биография
В 1910—1915 годах — учился в торговой школе имени Александра III.
В 1915 году учился в Школе драматического искусства (с 1916 года — Вторая студия МХТ).
В 1916—1924 годах — актёр Второй студии МХТ.
В ноябре 1921 года женился на коллеге, актрисе Второй студии МХТ Ольге Андровской.
В 1919—1923 годах во время гастрольных поездок и выездных спекталей Второй студии МХТ играл роли: Гиггис и Стрэттон — «Потоп» Г. Бергера, Гильом — «Адвокат Патлен».
В 1923 году заболел туберкулёзом, ставшим для Баталова роковым. Из-за болезни он в течение полугода не работал в театре. Однако уже в 1924 году снялся в своём первом кинофильме — «Аэлита» — в роли красноармейца Гусева.
Больше всего Баталов, начиная сниматься в фильме, боялся «штампа», боялся раз и навсегда остаться побеждённым зафиксированной маской чувства. Однако этого не произошло. Он первым из театральных актёров не настроил против себя киноработников. Сумел примирить священную тишину театра и шум и треск съёмочной площадки. Это — одна из его заслуг в истории нашего кино. А о первой его роли газеты тогда писали так:
Ролью же, принесшей Николаю Баталову мировую известность, стал Павел Власов в фильме Вс. Пудовкина «Мать» (1926)
В апреле 1927 года впервые выходит на сцену в одном из своих самых ярких образов — Фигаро в пьесе Бомарше «Безумный день, или женитьба Фигаро» (режиссёры К. С. Станиславский, Е. С. Телешева, Б. И. Вершилов)
В 1931 года снимается в первом звуковом советском фильме «Путёвка в жизнь», где играет свою самую знаменитую роль — начальника коммуны Николая Ивановича Сергеева.
С 1933 года преподавал актёрское мастерство в ГИКе и ЦЕТЕТИСе.
Однако болезнь давала о себе знать, и 18 февраля 1935 года состоялось последнее выступление Баталова на сцене — в образе никогда не унывающего Фигаро.
Осенью 1935 года Николай Баталов уехал на лечение в Закопане (Польша), лечился в санаториях на Северном Кавказе, в Италии.
3 мая 1937 года Н. П. Баталов был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Признание и награды
- Заслуженный артист РСФСР (1933)
- Орден Трудового Красного Знамени (1937)
Роли в театре
- З. Гиппиус «Зелёное кольцо» (1916) — Петя-переплётчик
- И. С. Тургенев «Нахлебник» (1916) — Васька-казачок
- М. Горький «На дне» (1916) — Алёшка
- А. С. Пушкин «Пир во время чумы» (1917) — Пирующий
- И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1918) — Доктор
- И. Д. Сургучёв «Осенние скрипки» (1918)
- А. П. Чехов «Иванов» (1918)
- Ф. М. Достоевский «Село Степанчиково» (1918) — Мужик
- Л.Андреев «Младость» (1918—1919) — Пётр, дворник
- Л.Андреев «Младость» (1919) — Нечаев
- И. С. Тургенев «История лейтенанта Ергунова» (1919) — Ергунов
- А. Франс «Комедия о человеке, который женился на немой женщине» (1919—1920) — Мэтр Симон Коллик
- Ф. К. Сологуб «Узор из роз» (1920)
- Н. В. Гоголь «Ревизор» (1921) — Коробкин
- М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Хлеб
- Л. Н. Толстой «Сказка об Иване-дураке и его братьях» (1922) — Тарас-брюхан
- М. Метерлинк «Синяя птица» (1921) — Пёс
- Ф.Шиллер «Разбойники» (1923) — Франц
- А. К. Толстой «Царь Фёдор Иоаннович» (1924) — Луп-Клешнин
- К.Тренев «Пугачёвщина» (1925) — Онуфрий
- К.Тренев «Пугачёвщина» (1926) — Чика Зарубин
- А. Р. Кугель «Николай I и декабристы» (1926) — Каховский
- П.Бомарше «Женитьба Фигаро» (1927) — Фигаро
- М. Горький «На дне» (1927) — Медведев
- 1927 — «Бронепоезд 14-69» Всеволода Иванова. Художественный руководитель постановки К. С. Станиславский, режиссёры Илья Судаков и Нина Литовцева — Васька Окорок
- В.Катаев «Растратчики» (1928) — Никита
- Вс. Иванов «Блокада» (1929) — Рубцов
- А. П. Чехов «Вишневый сад» (1930) — Лопахин
- Н. В. Гоголь «Мертвые души» (1933) — Собакевич
Фильмография
- 1924 — Аэлита — Гусев
- 1926 — Мать — Павел Власов
- 1927 — Жена
- 1927 — Земля в плену — земляк Марии
- 1927 — Третья Мещанская — Николай
- 1931 — Путёвка в жизнь — Сергеев
- 1932 — Горизонт — Лёва Горизонт
- 1934 — Пастух и царь
- 1935 — Сокровище погибшего корабля — Алексей Панов
- 1935 — Три товарища — Лацис