Алан Хованесс: биография
В 1965 в составе финансируемой правительством США делегации он посетил Грузию и родину своих предков Армению. Во время пребывания в Армении он пожертвовал принадлежавшие ему манускрипты с армянской литургической музыкой Государственному музею искусств и литературы им. Егише Чаренца в Ереване.
Сотрудничество с музыкантами
Произведения Алана Хованесса вызывали живой интерес у многих известных исполнителей XX века. Его фортепианную пьесу «Таинственная флейта» («Mystic Flute», for piano, Op. 22, 1937) включал в свою концертную программу Сергей Рахманинов. В 1942 американской премьерой Первой симфонии («Симфонии Изгнания») Хованесса дирижировал Леопольд Стоковский. Он же стал первым исполнителем Второй («Таинственная гора», 1956) и Третьей симфонии (1956) композитора, а также в 1963 познакомил американцев с его Пятнадцатой симфонией («Серебряное паломничество»). «Таинственная гора» сразу обрела большую популярность и стала одним из самых исполняемых симфонических произведений Хованесса, в частности, его включал в свой репертуар Фриц Райнер. Тридцать шестая симфония была написана специально по заказу французского флейтиста Жан Пьера Рампаля и исполнена под управлением Мстислава Ростроповича. В 1969 году специально для Иегуди Менухина и Рави Шанкара композитор написал «Шамбалу», концерт для скрипки и ситара с оркестром. В 1979 Карлос Сантана использовал в своей композиции «Transformation Day», вошедшей в альбом «Oneness: Silver Dreams — Golden Reality», тему из Второй симфонии Хованесса «Таинственная гора».
В 1989 году Кейт Джарретт записал его «Lousadzak», концерт для фортепиано и струнных. Одна из многочисленных записей «Молитвы св. Григория» («Prayer of St. Gregory» (interlude from opera «Etchmiadzin»), for trumpet and string orchestra, Op. 62b, 1946) принадлежит знаменитому американского джазовому трубачу Уинтону Марсалису. Записи многих его симфонических произведений впервые осуществил известный американский дирижер Джерард Шварц. Среди других дирижеров, исполнявших сочинения Хованесса, можно отметить Уильяма Стрикленда, Сэйдзи Одзаву, Денниса Рассела Дэвиса и Вахтанга Жордания. По заказу балетмейстера Марты Грэхем Хованесс пишет музыку к трём её постановкам: Ardent Song (1954), Circe (1963) и Myth of a Voyage (1973). Первые два балета стали, соответственно, Тринадцатой и Восемнадцатой симфониями.
Педагогическая деятельность
С 1948 по 1951 преподавал в Бостонской консерватории. Среди его учеников был знаменитый новатор джаза Сэм Риверз.
Мнения современников
Творчество Хованесса вызывало самые разнообразные отклики: от восторженных дифирамбов до обвинений в легковесности. В 2000 году американский композитор Лу Харрисон назвал Хованесса «одним из величайших мелодистов XX века».
В статье в Musical Quarterly, вышедшей в июле 1951 года, выдающийся американский композитор Генри Кауэлл высказал следующую мысль:
В 1960 году Леонард Бернстайн отметил:
Однако во время учебы в Тэнглвуде, случайно услышав исполнение одного из его произведений, тот же Бернстайн язвительно сказал:
В 1987 году музыкальный критик The Boston Globe Ричард Буль так охарактеризовал музыку Хованесса:
Признание
В 1951 году Хованесс стал членом Национального института искусств и писем. Впоследствии он получил почетные степени доктора музыки от университета Рочестера (1958), Бейтс Колледжа (1959), и Бостонской Консерватории (1987). В общей сложности у Хованесса было 5 почетных степеней. 17 мая 2009 года в Джефферсон Каттер Хаус в Арлингтоне была открыта мемориальная доска в честь композитора
Комментарии
Комментарии
Пианистка
композитор и вокалист группы HELLO
британская певица
английская певица и фотомодель
российский певец
советский поэт, композитор, сценарист и прозаик
норвежский композитор
австрийский композитор