Биография
Родился в Париже, отец — Луи Шарпантье, по профессии «ma?tre ?crivain» (фр. переписчик официальных документов). Когда Марк-Антуан начал заниматься музыкой, неизвестно.
В начале 1660-х Шарпантье едет в Италию изучать живопись, но вместо этого на три года поступает в учение к Джакомо Кариссими, самому знаменитому римскому композитору той эпохи. В конце 1660-х он возвращается в Париж и поступает на службу к Мари де Лоррен, принцессе Жуанвильской, герцогине де Гиз. Мадмуазель де Гиз обожает музыку, в ее доме постоянно проводятся музыкальные салоны, но Гизы находятся в оппозиции к королевскому двору, и жизнь Шарпантье протекает вдали от музыкального бомонда той эпохи.
В 1672 г. Мольер приглашает Шарпантье заменить Люлли в работе над его комедиями-балетами, в частности «Графиня д’Эскарбаньяс», «Брак поневоле», «Докучные» и «Мнимый больной». После смерти Мольера Шарпантье продолжает работать в Труппе короля, с 1682 г. называемой «Комеди Франсез».
В апреле 1683 г. жаждущий признания Шарпантье принимает участие в конкурсе на должность учителей музыки Королевской капеллы. Из-за болезни он не смог пройти испытания до конца, но его отмечает Людовик XIV. После смерти 30 июля 1683 г. королевы Марии-Терезии Шарпантье получает заказы на сочинения в ее память (мотет «Luctus de morte augustissim? Mari? Theresi? regin? Galli?» и др.).
В начале 1680-х Шарпантье назначен ответственным за музыку к религиозным службам Дофина, он также обучает музыке герцога Орлеанского, будущего регента Франции, для которого написал трактаты «Правила композиции» и «Сокращенные правила аккомпанемента». Во время одного из визитов к дофину короля, последнему так понравилась музыка Шарпантье, что он до своего возвращения в Сен-Жермен не хотел слушать ничего другого. В честь переезда королевского двора в Версаль, Шарпантье сочиняет дивертисмент «Версальские удовольствия». После смерти в 1688 г. Мадмуазель де Гиз, Шарпантье поступает на службу к Иезуитам, — учителем музыки в колледж Людовика Великого на улице Сен-Жак в Париже, а потом в церковь Святого Людовика на улице Сент-Антуан.
Во время службы у Иезуитов, Шарпантье представляет в Королевской академии музыки «Медею», свою лучшую лирическую трагедию (4 декабря 1693 г.).
28 июня 1698 г. Шарпантье назначают учителем музыки в Сен-Шапель, наряду с Собором Парижской Богоматери, одного из самых важных учреждений Парижа, где он занимается с детьми семи-восьми лет сольфеджио, вокальной техникой, чтением с листа и композицией.
Шарпантье умер в своем домике в Сен-Шапель 24 февраля 1704 г.
На протяжении двух сотен лет находилось в забвении имя и музыка Марка-Антуана Шарпантье. Интерес к его творчеству вновь возник в 50-х годах XX века, когда музыка из его мотета Te Deum была избрана гимном Евровидения.
Основные произведения
Оперы
- «Любовь Акида и Галатеи», утеряна (1678)
- «Цветущие искусства», H. 487 (1685—1686)
- «Сошествие Орфея в ад», H. 488 (1686—1687)
- «Суд Париса» (1690)
- «Филомела», утеряна (1694)
- «Давид и Ионафан», H. 490 (1688)
- «Медея», H. 491 (1693—1694)
Пасторали
- «Версальские удовольствия», H. 480 (1680)
- «Актеон», H. 481 (1684)
- «Празднество в будуаре», (1685)
- «Нужно смеяться и петь: спор крестьян», H. 484 (1685)
- «Цветочный венок», H. 486 (1685)
Музыка к пьесам и комедиям
- «Брак поневоле», (1664)
- «Любовь Венеры и Адониса», (1670)
- «Графиня д’Эскарбаньяс», H. 494 (1672)
- «Лекарь поневоле», (1672)
- «Докучные», (1672)
- «Мнимый больной», H. 495 (1673)
- «Неизвестный», (1675)
- «Цирция», H. 496 (1675)
- «Триумф дам», (1676)
- «Сицилиец», (1679)
- «Философский камень», (1681)
- «Эндимион» (1681)
- «Андромеда», H. 504 (1682)