Шишкин Иван Иванович: биография
Началом следующего этапа в творчестве Шишкина большинство исследователей называют картину «Полдень. В окрестностях Москвы», написанную художником в 1869 году. В этом полотне Шишкин использовал мотив дороги и мастерски построил композицию, в которой встречное движение как бы идущих к зрителю крестьян создает ощущение глубокого пространства на равнине, озаренной солнцем. Членом-учредителем передвижников («Товарищество передвижных художественных выставок») Шишкин стал в 1870 году, и на первой из выставок присутствовали картины художника «Березовый лес», «Сосновый лес» и «Вечер». Два года спустя по своим этюдам Иван Иванович в мастерской своего друга Крамского написал «Сосновый бор». Эта картина была оценена Крамским как замечательнейшее произведение русской пейзажной школы.
Картина «Лесная глушь», созданная в том же 1872 году, принесла Шишкину звание «профессор пейзажной живописи». Работы Шишкина вообще встречали весьма положительные отклики – как у публики, так и у искусствоведов. А. В. Прахов отмечал, что лишь Шишкину удалось передать дух девственной русской природы, и при этом совершенно неважно было, что писал художник – лес или чистое поле.
Весной 1874 года умерла жена Шишкина – и начался один из самых тяжелых периодов в жизни художника. Он пристрастился к алкоголю и пил уже не в компании, а один. При этом теща, поселившаяся у него, даже поддерживала Шишкина в тяге к спиртному, видимо, желая облегчить горе зятя. Даже Крамской, имевший особое влияние на Шишкина, в этот период практически потерял с ним связь. Шишкин общался лишь с теми, кто был согласен пить с ним, и от деградации его спасла только слава художника и сильный организм.
В семидесятые годы девятнадцатого века Шишкин исключительно много работал над проблемами изучения и понимания природы. Лучшие произведения художника все больше передают настойчивую и чисто звучащую эпическую ноту. Считается, что наиболее яркое выражение эпической тематики пейзажа Шишкин достиг в своем знаменитом полотне «Рожь», впервые представленном на Шестой выставке передвижников в 1878 году. Отзывы об этой картине были лишь в восхищенных и превосходных тонах. Искусствовед Стасов писал, что картина «Рожь» потрясла его ожиданием, будто ветер вот-вот всколыхнет поле и пробежит волной по колосьям. Также почти все отмечали, что несомненной находкой художника выступает противопоставление крестьянок на дороге, спелых колосьев ржи и громадных сосен.
В 1877 году, зимой, Иван Шишкин познакомился с Ольгой Антоновной Лагодой. Эта женщина была не только молода и красива – она являлась ученицей Ивана Ивановича, художницей-пейзажисткой. Однако лишь через три года Шишкин назвал Ольгу Антоновну своей женой. Художник буквально ожил. Вновь по воскресеньям в его доме собирались друзья, дурачились, разгадывали шарады и от души веселились. Спорилась и работа Шишкина. Однако счастье его было недолгим – родив дочь Ксению, Ольга Антоновна умерла. Шишкин целиком погрузился в работу.
Восьмидесятые годы стали периодом расцвета таланта Ивана Шишкина. В этот период появились столь характерные его картины, как «Дубовая роща», «Лесные дали» и «Среди долины ровныя». В этих картинах буквально звучит песня, и каждый штрих, каждый оттенок передает отношение Шишкина к русской природе. Именно необычайная требовательность художника к себе порождала убедительность созданных им образов природы, простоту и доходчивость сюжета. Сам Шишкин считал, что величайшее значение для художника имеет практика. Только она дает возможность разобраться в материале, который предоставляет сама природа, а потому изучать и любить природу необходимо любому художнику – но особенно это важно для пейзажиста.
Самое известное и популярное пейзажное произведение русской живописи принадлежит кисти Шишкина – «Утро в сосновом лесу». Замысел самой картины Шишкину буквально подсказал его приятель, художник-передвижник К. А. Савицкий, написавший на одной из своих картин медведей. И «Утро в сосновом лесу», созданное Шишкиным в 1889 году, как бы приводит зрителя в глубину лесной чащи, где медведица наблюдает за своими резвящимися медвежатами, облюбовавшими для игр вырванную с корнем бурей могучую сосну.
Последние десять лет жизни Шишкин работал много и плодотворно. Особых успехов он добился в области колорита и передачи световоздушной среды. Практически на любой выставке передвижников было представлено несколько работ Ивана Шишкина, неизменно вызывавших интерес и восторги публики. В этот период художник был способен создать несколько полотен буквально без перерыва – таким образом появились картины «Дождь в дубовом лесу», «В лесу графини Мордвиновой. Петергоф», «На севере диком…». Перечисленные работы, столь несхожие по сюжетам и исполнению, были написаны Шишкиным за считанные месяцы 1891 года. В конце этого же года Репин и Шишкин организовали выставку своих работ в Академии художеств. В основном, экспонатами этой выставки оказались недавние этюды Шишкина, выполненные так тщательно, что в газетах отметили редкость подобного события в культурной жизни России. Свое последнее полотно «Корабельная роща» Шишкин написал зимой 1898 года. Эта картина с соснами-гигантами, буквально подпирающими собой небо, стала своеобразным итогом многолетней и плодотворной творческой жизни Ивана Шишкина – великого русского пейзажиста.
Умер художник во время работы над следующей картиной, 20 марта 1898 года. Прах Ивана Ивановича Шишкина покоится на Тихвинском кладбище Санкт-Петербурга, на территории Некрополя мастеров искусств.
В 1991 году на родине великого русского живописца и певца родной природы был установлен памятник. Здесь же, в Елабуге, открыт мемориальный музей Шишкина – в доме его родителей, на берегу Тоймы.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник