Канонизирован Русской церковью в 2000 году в лике преподобномучеников.
Биография
Родился в семье русских крестьян Шенкурском уезде Архангельской губернии в 1869 году.
Достигнув зрелого возраста отправился в Соловецкую обитель с намеринием посвятить свою жизнь служению Богу. В возрасте 23-х лет был принят трудником в Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь, а в 27 лет, был определён в число послушников при Архимандрите Варлааме. В духовном училище Василий проявил усердие и послушание, а в свободное от учёбы время руководил работами в монастырской хлебопекарне и заведовал расходной лавкой обители.
В 1903 году Василий Васильевич Кононов был пострижен в монахи архимандритом Иоанникием с именем Вениамин, которое получил в честь священномученика Вениамина Синайского.
Вениамина отличало немногословие и усердие в церковных службах, что было замечено братьями по вере и уже через два года инок был рукоположен во иеродиакона, а в 1908 году Вениамин получает сан иеромонаха. Вениамина определили к службе при святых мощах преподобных Зосимы и Савватия Соловецких и назначили законоучителем братского соловецкого училища.
После смерти иеромонаха Дамаскина новым духовником монастыря в декабре 1909 года был избран Вениамин.
В 1912 году епископ Архангельский Нафанаил возвёл Вениамина в сан архимандрита и назначил настоятелем Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря.
В это время на Соловках началась смута против настоятеля монастыря архимадрита Иоанникия и Святейший Синод в 1917 году снимает его с этого поста. По просьбе монастырских насельников Собор православной братии избрал новым настоятелем архимандрита Вениамина. В России уже бушевала Гражданская война, но пока Белое движение держало фронт, в монастыре было спокойно. Однако, после того, как большевики стали одерживать верх, ситуация кардинально поменялась.
Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви по сути провозгласил начало пути на уничтожение церкви. Вместе с братией, архимандрит Вениамин стал делать всё возможное, чтобы уберечь соловецкие святыни от разграбления красными вандалами. Святые мощи первооснователей монастыря — преподобных Зосимы и Савватия были упокоены в тайном хранилище обустроенном в толстых стенах монастыря. В стене Спасо-Преображенского собора и над алтарем Никольской церкви были спрятаны другие ценности и святыни храма. Иеромонах Никифор (в миру — Николай Иванович Кучин) был у Вениамина доверенным лицом и «правой рукой» в деле сохранения православных святынь.
Весной 1920 года в монастыре жили 400 монахов и 200 послушников. Советская власть присылала на Соловки Особую комиссию Архгубисполкома и Губревкома РКП(б), под руководством М. С. Кедрова. Целью комиссии было провозглашено «выявление запасов оружия и продовольствия, принадлежавших буржуазии и ее пособникам». Уже летом монастырь закрыли, а монахов выгнали с Большого Соловецкого острова. Красные варвары конфисковывали всё, что им удавалось найти, ни мало не заботясь о том, чем жить после этого священнослужителям. Архимандрит Вениамин писал в Кемский продовольственный комитет пытаясь убедить их оставить монахам минимум запасов для пропитания «…если не достанется хлеба хотя бы на пятнадцать дней, все мы должны будем помереть с голоду на диком, суровом морском острове…». В ответ грабежи продолжились с удвоенным рвением. Большевики искали сокровища монастыря о существовании которых узнали то ли по доносу, то ли под пытками или шантажом. Видимо таким же образом им удалось сфабриковать донос на архимандрита Вениамина который подписали несколько монахов.
Вскоре архимандрит Вениамин и его помощник иеромонах Никифор были арестованы ВЧК при СНК РСФСР по обвинению в сокрытии монастырских ценностей от трудового народа и хранении оружия с целью передачи контрреволюционерам. «Пособников буржуазии» сослали в Холмогоры, где заставили работать на лесозаготовках. Освободили монахов летом 1922 года.