Биография
Михаил Васильевич Винокуров родился 5 ноября (18 ноября по новому стилю) 1890 года в многодетной семье мещан в г. Саранске (Республика Мордовия, бывшая Пензенская губерния). Отец — Василий Евлампиевич Винокуров (1851 — 07.12.1904), русский, работал приказчиком. Мать — Александра Степановна Галицкая (14.04.1865 — 06.05.1936), русская, домохозяйка.
- 1909 год — окончил Пензенское реальное училище.
- 1909—1914 годы — учился на механическом факультете Донского политехнического института (г. Новочеркасск), по окончании которого защитил дипломный проект по конструкции паровоза и получил диплом I-й степени на звание инженера-технолога.
- 1914—1915 годы — работал на Владикавказской железной дороге в должности помощника машиниста и поездного машиниста, полностью отбыв паровозный ценз, а затем инженером технического отдела Главных Ростовских мастерских.
- 1915—1916 годы — помощник начальника механического цеха Главных Ростовских мастерских.
- 1916 год — инженер-конструктор по разработке проектов нового оборудования (прессы, аккумуляторы, насосы, станки, печи) для изготовления трёх- и шести-дюймовых фугасных снарядов.
- 1918 год — начальник технического отдела и заведующий вагонными цехами Главных Ростовских мастерских.
- 1920 год — организовал школу ФЗУ при Главных Ростовских мастерских Северо-Кавказской железной дороги.
- 1922 год — заместитель начальника Ростовского паровозовагоноремонтного завода (бывшие Главные Ростовские мастерские Владикавказской железной дороги).
В результате проведённых Винокуровым М. В. в 1922—1923 годах организационно-технических мероприятий по специализации работы бригад, внедрения графиков ремонта, — простой паровозов снизился с 56 дней до 22 дней, а простой вагонов при постройке, восстановительном и капитальном ремонте понизился с 80 до 25 дней. В то же время, расход рабочей силы на восстановительный ремонт вагона уменьшился с 12000 чел•час до 7000 чел•часов.
Помимо работы на производстве, в период 1920—1934 годов Винокуров М. В. преподавал проектирование в Ростовском Политехникуме Путей Сообщения по курсу паровозов и тяговому хозяйству, а также, читал лекции по паровозам, вагонам и двигателям внутреннего сгорания.
- 1926 год — избран членом Правления и проректором Донского политехнического института и старшим ассистентом по кафедре «Железнодорожного дела».
- 1927 год — работал по совместительству главным инженером Ростовского отделения треста «Тепло и сила».
- 1923—1928 годы — Винокуров М. В. был членом Горсовета в г. Ростове-на-Дону.
- Сентябрь 1929 года — утверждён ГУС-ом Наркомпроса доцентом Донского Политехнического института по кафедре «Железнодорожное дело».
- Август 1929 года — назначен заместителем директора и проректором по учебной части вновь открытого Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, а также заведовал кафедрой «Подвижной состав желелезных дорог». За отличную организацию учебного процесса в Ростовском институте он был премирован золотыми часами и «Почётной грамотой» ВЦСПС.
- 1932 год — по распоряжению Наркома путей сообщения организовал филиал Центрального научно-исследовательского теплотехнического института, где был директором до 1 сентября 1934 года.
- Сентябрь 1934 года — перешёл на работу в Днепропетровский Транспортный институт им. Л. М. Кагановича, где заведовал кафедрой «Вагоны», был заместителем директора по учебной части и заведующим научно-исследовательским сектором.