О знаменитости
Яков Яковлевич Гнездовский: биография
За то время, что Гнездовский прожил в лагере для перемещённых лиц близ Мюнхена, ему удалось создать лишь две ксилографии. Несмотря на это, он активно занимался графикой, работая ответственным художественным редактором украинского литературно-художественного ежемесячника «Арка», а также иллюстрируя, популярное среди украинской диаспоры, издание «Грань». Помимо этого художник работал над афишами, учебниками, рекламой, увлекался экслибрисами.
Американский период
Дебютное признание в США художник получил в 1950 году на выставке графики в Миннеапольском институте искусств. За ксилографию «Куст» ему была присуждена вторая премия. Вторая награда была присуждена Гнездовскому через несколько недель на торгово-промышленной выставке штата Миннесота за картину «Яйца». Эта награда подтолкнула его к мысли переехать в Нью-Йорк для того, чтобы заниматься исключительно искусством.
В США Гнездовский вдохновился японской ксилографией. На своих работах по дереву он часто изображал растения и животных. Основной причиной этого стало отсутствие у художника необходимых средств для оплаты натурщиков после переезда в Нью-Йорк. Однако то, что поначалу было лишь вынужденной заменой, позднее стало его основной и любимой темой. Художник был хорошо известен во всех ботанических садах Нью-Йорка, там он находил добровольных бесплатных «моделей». Много таких «моделей», согласных позировать, как писал художник, «за арахис», он нашёл в Бронкском зоопарке. Одной из любимых «моделей» Гнездовского был орангутан Энди, который жил в «Доме обезьян» Бронкского зоопарка. Когда Энди скончался, Бронкский зоопарк сразу же приобрёл ксилографию с его изображением.
Другая любимая «модель» художника — овца из зоопарка Бронкса, позировавшая для одной из самых известных гравюр Гнездовского «Овцы». Эта гравюра была изображена на плакате очень успешной выставки Гнездовского в галерее Ламли Казале в Лондоне.
Гнездовский резал преимущественно на вишне, груше, буке или яблоне. Большинство ксилографий художника было напечатано на васи.
В 1954 году состоялась его первая персональная выставка в США. Окончательное признание мастерства Гнездовского в США произошло, когда галерея Ассоциации американских художников в Нью-Йорке купила 220 оттисков его серии ксилографий «Сосны».
За два неполных года проживания в Париже, Гнездовский имел три успешные выставки. Там же он впервые выставил масляные картины, керамику и скульптуру малых форм. После 1960 года художественный авторитет Гнездовского растёт, он приобретает международное признание. Его работы широко экспонируются в странах Африки и на Ближнем Востоке, в Великобритании и Западной Германии, в Чехословакии и Японии. Его гравюры стали темой документального фильма «Овцы в дереве», который получил награду на кинофестивале в Нью-Йорке. Питер Вик, куратор отдела графики библиотеки Гарвардского университета, писал:
Яков Гнездовский — автор иконостаса для украинской грекокатолической церкви святой Троицы в Керхонксоне (, штат Нью-Йорк).
Яков Гнездовский был членом редколлегии журнала экслибристов Великобритании и членом Американского общества любителей и создателей книжного знака, постоянным корреспондентом журнала Филадельфийского отдела Объединения украинских художников Америки (укр. Об'єднання українських мистців Америки; ОМУА) «Заметки из искусства». Он является автором ряда статей на художественные темы. Его наблюдения и размшления об искусстве «Пробуждённая царевна» и другие эссе на украинском языке вышли в 1967 году в Нью-Йорке отдельной книгой.
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник