Старообрядцы почитают Досифея священноиноком. «У отца Досифея благословения прошу, — написал в 1675 году из пустозёрского заточения протопоп Аввакум, — и старец Епифаний также, по-премного челом бьём: отец святый, моли Бога о нас!» Ближайшие ученики называли Досифея «апостольским мужем», «великим аввою», «равноангельным отцом».
Биография
Настоящее имя, время и место рождения Досифея неизвестно.
Монашеский постриг и сан священника предположительно принял в Николо-Беседном монастыре, где был избран игуменом.
Около 1654 года после начала церковных реформ уходит на Дон вместе с Корнилием Выговским, откуда возвращается в свою обитель.
В конце 1660-х игумен Досифей разъезжает между Поморьем, Москвой и Доном.
В начале 1670 года приходит в Москву. «Старец Феодосей з братьею» по этому поводу отписал митрополиту новгородскому Питириму: «в Никольском де Беседном монастыре был в ыгуменах чёрной поп Досифей. И в нынешнем де во 178-м (1669) году, декабря в… де[нь], тот де игумен Досифей обманною статьёю от них из монастыря поехал к Москве на монастырских лошадях с монастырским работником без их братцково ведома, и склал в сундук монастырския казённыя ризы и приходные монастырские хлебныя и денежныя книги и свою келейную рухлядь». Перед отъездом он оставил свой сундук во Введенском Тихвинском девичьем монастыре, «у княжны у старицы Леваниды с сёстрами в монастырской казне».
В 1670 году совершил постриг в инокини боярыни Феодосии Морозовой: «он же постриже ю, и наречена бысть Феодора».
После этого игумен Досифей ушёл из Москвы на полтора года в Поморье, в Олонецкий уезд, Курженскую пустынь, где его посетил чёрный диакон Игнатий (организатор в 1687 году первой Палеостровской «гари»), вместе с чужой женой, которой внушил уйти от мужа и постричься в монахини. Однако «великий той авва Игнатью запретил» неволить несчастную женщину, которая была возвращена законному мужу и родила ему ребёнка; «за то-то Игнатей на отца пооскорбился».
После разгрома обители осенью 1671 года Досифей находился в Московском доме Морозовых, где причастил перед страданием за веру боярыню Морозову («блаженныя Феодоры»), а также Евдокию Урусову и Марию Данилову. По свидетельству жития, во время причастия игумен увидел чудесный свет, озаривший лица всех трёх женщин, что было им растолковано, как «сего лета имут сии страдати о Христе». Через полтора месяца, в ночь на 16 ноября 1671 года, Ф. П. Морозова и её родная сестра Е. П. Урусова были взяты под стражу. Чуть позднее была схвачена и М. Г. Данилова.
В последующие годы Досифей посещал Москву изредка, поселившись в Сунарецкой Троицкой пустыни Олонецкого уезда, где в 1675 года постриг в иноки любимого ученика протопопа Аввакума Семёна Ивановича Крашенинникова под именем Сергия. Вскоре Сергий стал упрекать Дорофея, что тот отказывался поминать самосожженцев. В наказание за «прекословие» Досифей отлучил Сергия от трапезы на двое суток.
На юге Досифей подолгу жил в Жабынской Введенской пустыни, вблизи г. Белёва, где около 1676 года постриг в иноки крестьянина Ульяна Анкудинова, под именем Урвана.
В 1681 года, находясь в Москве, Досифей вместе с другими староверами собирался с челобитными по жребию просить царя «о исправлении веры», но в тот момент это ходатайство отложили.
Летом 1682 года Досифей, получив от новгородского старообрядца Ивана Коломенского письмо с просьбой дать «благословение на самосожжение», поручил Евфросину и Поликарпу Петрову написать опровержение по этому вопросу.