Биография
Окончил Военно-медицинскую академию в Петрограде (1917).
В 1918—1920 годах служил ординатором и врачом в Центральном красноармейском госпитале. С 1919 года — старший ассистент созданного Бехтеревым Патолого-рефлексологического института. Позднее перешёл на позиции И. П. Павлова, работал в его лаборатории в 1920-е годы.
В 1919—1927 годах работал под руководством В. П. Осипова в психиатрической клинике Военно-медицинской академии. В 1921 году защитил диссертацию: «Развитие учения о психастении и опыт экспериментально-психофизиологического исследования»; с того же времени работал в лаборатории И. П. Павлова.
В 1924 году основал первую в СССР кафедру физиологии и патологии высшей нервной деятельности в Педагогическом институте им. А. И. Герцена (Ленинград).
В 1931—1945 годах — заведующий психиатрической клиникой при физиологической лаборатории И. П. Павлова во Всесоюзном институте экспериментальной медицины. В период Великой Отечественной войны — консультант в эвакогоспиталях, в том числе в блокадном Ленинграде.
С 1945 года — заведующий Московским отделением Института эволюционной физиологии и патологии высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова.
С 1952 года — директор Института высшей нервной деятельности АН СССР (основан в 1950).
В конце 1940-х годов избран академиком АМН СССР. С 1951 — организатор и главный редактор «Журнала высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова».
В конце жизни занимался исследованием астенического синдрома, развивал концепцию интоксикации как фактора, содействующего астенизации, а также сексуальных отклонений (парафилии).
Умер в январе 1982 года. Похоронен на Новокунцевском кладбище.
Довоенный период
В молодости интересовался проблемами экспериментального исследования ассоциаций, сна и гипноза, провёл исследование возможности мысленного внушения животным. Автор так называемой рефлекторной или речедвигательной методики исследования психических процессов, которая состоит в изучении динамики нервных процессов и индукционных соотношений между 1-й и 2-й сигнальными системами при разных заболеваниях (Зейгарник Б. В. Нарушения мышления у психически больных). В психиатрической литературе используется термин «синдром Иванова-Смоленского» (описан в 1934): находящийся в кататоническом ступоре больной может на устно задаваемые ему вопросы отвечать письменно.
Занимался проблемами детской психологии и психологии развития в контексте развития сигнальных систем. В конце 1920-х гг. был сторонником педологии. С 1944 года — сотрудник Института школьной гигиены, в котором руководил исследованиями физиологических функций ребёнка.
Отношения с И. П. Павловым
М. Г. Ярошевский писал:
…для них характерен диалог на одной из так называемых «павловских сред» (Раз в неделю, по средам Павлов обсуждал с сотрудниками ход исследований). Цитирую по стенограмме:
И. П. Павлов: Вы ужасно придаете значение словам, незаконно больше чем фактам. Оставьте слова.
А. Г. Иванов-Смоленский: Вашим словам я придаю большое значение.
И. П. Павлов: Не в этом дело, смотрите факты, как факты систематизируются"
(Павловские среды. Т.2. М.-Л., 1949. С.453). Но не только в этом заключались расхождения между ними. Иванов-Смоленский рассматривал личность человека как рефлекторный механизм, игнорируя его переживания, его субъективный мир. Павлов резко возражал против этого, считая субъективный мир первой реальностью, с которой сталкивается познающий ум, и надеясь, что настанет время «законного брака» физиологии с психологией.