Имам Аскари родился в Медине. Полное имя — Хасан ибн Али ибн Мухаммад. Его звание «Аль-Аскари» происходит от арабского слова «Аскер», что означает «военный.» Ему был дан этот титул именно потому, что деревня Самарра, в которой он проживал, была военным лагерем. Хасану аль-Аскари было 22 года, когда его отец Али ибн Мухаммад (Десятый Имам) был убит. Период его Имамата, последовавший после гибели его отца, был всего лишь шесть лет. Хасан аль-Аскари умер в возрасте 28 лет в 260 г. Хиджры и похоронен в Самарре. Большинство полагает, что он был отравлен халифом аль-Му‘тамидом из династии Аббасидов.
Семья
Имам Аскари, чьим предком был пророк Мухаммад, был рожден в Медине. Его отцом был Десятый Имам, Имам Наки. Он был из господ Ахмул Баят Его мать была родом из ан-Наувбаха. Историки не согласны с её именем. Одни из них говорили, что её имя было Салииль, которое было самым правильным согдасно предыдущей традиции Имама Аль-Наки. Другие говорили, что её звали Саувсан. Некоторые говорили, что её имя было Наудизах, а некоторые говорили, что — Нариибах.
Имам Аскари имел братьев: Мухаммад Абу Джа‘фар и аль-Хусэйн ибн Али аль-Нади. Мухаммад Абу Джа‘фар был приемником, назначенным Десятым Имамом, но умер раньше своего отца. Имам Хасан аль-Аскари и аль-Хусэйн были названы в честь своих двух дедушек, Имама Хасана и Имама Хусэйна.
Притеснение Халифами Аббасидами
Имам Аскари прожил почти всю свою жизнь под домашним арестом в Самарре и под надзором Халифов Аббасидов.
Аль-Мутауваккиль, сын аль-Му‘тасима, был первым из тех халифов-притеснителей. Он пришёл к власти в 232 г. Хиджры. В тот же самый год Имам Абу Мухаммад был рожден. Аль-Мутауваккиль испытывал сильную неприязнь ко всем членам (рода) Ахлуль Баят и поэтому он приказал своим людям доставить Имама аль-Хади (аль-Наки) из Медины в Самарру. Он наложил домашний арест на того Имама и приставил к нему сыщиков и полицейских наблюдать за его занятиями и упреждать шиитов от каких-либо контактов с ним. Царствование Аль-Мутауваккиля закончил его сын, аль-Мунтасиром, который объединил свои усилия с турками, чтобы убить своего отца. После аль-Мунтасир принял то постановление, которое однажды сделал его отец. Однако он не походил на своего отца, и в течение того времени Имам Аскари чувствовал себя свободным. Это царство не продлилось долго, поскольку вскоре после этого аль-Мунтасир умер. Большинство историков верят, что он был вероломно отравлен теми турками из-за их боязни, что он может положить конец их владычеству над исламским народом. После смерти аль-Мунтасира, аль-Муста‘иин принял контроль. Он имел небольшое политическое влияние и рассматривался многими как контролируемый теми турками инструмент. Он питал сильную ненависть к Имаму Аскари и боялся, что он может восстать в мятеже против того постановления Аббасидов, поскольку в течение того времени большинство из того народа верило в его Имамат и следовало за ним. Имам Аскари снова был помещен под домашний арест. В конце концов тому постановлению аль-Муста‘иина также был положен конец Турками и Имам Аскари был вынужден занять положение выше положения аль-Му‘таззой. Имам Аскари продолжал жить под домашним арестом при царствовании аль-Му‘таззы, аль-Мухтази и аль-Му‘тамида до своей смерти. Причиной его смерти, большинство полагают, был яд, поданный последним халифом Аббасидов, аль-Му‘тамидом.
Тафсир аль-Аскари
Имам Аскари обладал знанием и вопреки домашнему аресту, в котором он находился почти всю свою жизнь, он был в состоянии учить других исламу и даже составить комментарии к Корану, которые ученые использовали в дальнейшем. Они стали известны как Тафсир аль-Аскари. Однако существует много подозрений касательно того, что, действительно принадлежит его перу, а что — нет. Тот Тафсир был признан слабым некоторыми авторитетами, что является существенной составляющей при передачи традиций. Тот Тафсир был также под вопросом благодаря тому факту, что он содержал несколько резкостей и недостатков в красноречии, которые требовали развенчать его из-за невыполнения требований. Основной причиной того, что люди говорили о невыполнении требований тем Тафсиром, является тот факт (что Имам Аскари находился под постоянным наблюдением Аббасидов, которые предупреждали какие-либо контакты между ним и шиитами), что они не хотели, чтобы такое знание попало в руки Шиитов.