Патриарх Иоаким III: биография
Провозглашённая 11 июля 1908 года Абдул Гамидом конституция, формально давая законодательно закреплённые права и свободы всем гражданам, была использована Портой для очередного наступления на традиционные (в Оттоманской империи) права и прономии Константинопольского патриархата, с чем и была связана новая кампания протеста Патриарха, Синода и Смешанного Совета против посягательств на гражданскую юрисдикцию Патриархии и архиереев трона; в том же году продолжали оставаться без наказания черкесы и баши-бузуки, совершавшие набеги на сёла христиан в Малой Азии.
В связи с разразившимся в Иерусалимской Церкви в конце 1908 года патриаршим кризисом (13 декабря 1908 года своим Синодом и иными членами Святогробского братства, без его согласия, был низложен Патриарх Иерусалимский Дамиан), приведшим к массовым беспорядкам и волнениям среди православных арабов, патриарх Иоаким III и его Синод «решительно стали на сторону святогробского братства, низложившего блаженнейшего Дамиана с иерусалимского престола, и в этом направлении энергично ходатайствовали пред турецким правительством»; Патриарх Дамиан, тем не менее, был восстановлен при поддержке афинского правительства.
8 августа 1909 года Патриарх, Синод и Смешанный Совет представили великому визирю меморандум, в котором говорилось, что нарушение прав греков в империи принял систематический и целенаправленный характер; в ответ визирь «стал оспаривать право вселенского патриарха обращаться к правительству с представлениями такого рода и заявил, что компетенция патриарха ограничивается церковными делами, по делам же гражданско-общественного порядка он не имеет права выступать с какими-либо ходатайствами пред правительством». В августе в Константинополе циркулировали слухи, будто патриарх Иоаким III, в знак протеста против действий Порты (прежде всего в болгарском вопросе), намерен переселиться в Санкт-Петербург или Москву, каковой слух официальный орган Патриархии счёл необходимым опрвергнуть.
В октябре 1909 года был принят великим визирем Хилми-пашой и имел с ним «продолжительную» беседу о правах Церкви (в декабре 1908 года русская печать сообщала, что в соответствии с циркуляром бывшего тогда министром внутренних дел Хилми-паши митрополитам и епископам Великой Церкви воспрещалось принимать судебные и другие нецерковные дела, что де-факто упраздняло привилегии данные Патриархату Магометом II); «в продолжении всей аудиенции не обнаружился ни малейший признак существенного разногласия между патриархом и великим визирем».
Особой заботой патриарха Иоакима III было улучшение богословского образования в духовной семинарии на о. Халки. Вел переговоры с предстоятелями других поместных православных церквей о проведении раз в три года общеправославных совещаний с представителями от иерархии и мирян-богословов для решения насущных вопросов. В своих посланиях главам других православных церквей призывал рассмотреть вопросы о второбрачии для духовенства, реформе календаря, об отношении православия к католицизму и протестантизму, о сближении со старокатоликами и англиканами в рамках которого стремился «приготовить гладкий и широкий путь».
Скончался 13 ноября 1912 года после длительной болезни почек. Похороны были отложены до 18 ноября, ввиду огромного скопления народа, желающего приложиться к руке усопшего. Захоронение его останков в Балыклы предполагалось как временное — ввиду воли почившего быть преданным земле на Афоне.
В московском Чудовом монастыре вечером 19 ноября 1912 года викарий Московской епархии епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский) возглавил служение торжественной панихиды по Патриархе Иоакиме; по окончании заупокойного богослужения в покоях московского митрополита при монастыре прошло торжественное собрание Братства Московских Святителей, на котором был представлен доклад П. Б. Мансурова, прожившего в Константинополе 14 лет.
Комментарии
Комментарии
христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры
духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
священнослужитель Православной Российской Церкви
американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
итальянский религиозный поэт, монах-францисканец
княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот
архиепископ римско-католической церкви, дипломат