Личность
Халиф ан-Насир поражал своих врагов энергией, с которой он, не останавливаясь ни перед какими средствами, вёл борьбу с ними, а своих подданных — осведомленностью обо всём, что делалось в его владениях. К нему, по-видимому, относились первоначально те рассказы о ночных прогулках переодетого халифа, которые впоследствии были перенесены на Харуна ар-Рашида. Энергия и изобретательность, проявленные им при изыскании новых статей дохода, не увеличивали его популярности. Ибн аль-Асир в своей истории даже заставляет самого Насира гордиться тем, что при нём не было никого, кто бы не бранил халифа, кроме него самого. По поводу притязаний халифа интересен рассказ современника о том, как ан-Насир, вероятно под влиянием борьбы с хорезмийцами, пожаловал конийскому султану Кей-Хосрову «султанство над миром и начальство над потомками Адама». В ответ на речь посла халифа султан якобы ограничился приведением слов Корана (III, 25): «Скажи: „боже, владетель царства! Ты доставляешь царство, кому хочешь, и отнимаешь царство, у кого хочешь“». В багдадской надписи 618 г. х./1221—1222 гг. ан-Насир называет себя «имамом, повиноваться которому предписано всем людям», «халифом господа миров».
Реформа футувва
В период упадка сельджукской династии в XII веке одним из факторов нестабильности были футувва, своеобразные городские братства, издавна существовавшие в Ираке и Персии. Нередко члены таких братств формировали вооружённые группировки, которые соперничали за влияние. В целях объединения государства под своим политическим и духовным авторитетом, ан-Насир предпочёл не бороться с футувва, а реформировать и взять их под свой контороль. В 1182/1183 г. старейшина одного из багдадских братств, ордена Раххасиййа, облачил халифа в «одеяние футувва». Вскоре после этого ан-Насир запретил все другие футувва, а затем провозгласил себя главой нового ордена. Приглашая всех мусульманских правителей, признававших его сюзереном, вступить в новое общество, Ан-Насир создавал тем самым дополнительные звенья подчинения халифату. В 1203 году в Дамаске айюбид аль-Адиль был облачён в посланные халифом почётные одежды и шаровары, символ принадлежности к новой футувва . Cуфийский шейх Шихаб ад-Дин Сухраварди по поручению ан-Насира отправился в Конью для принятия в халифскую футувва султана Кей-Кавуса.
Соглашение с исмаилитами
Ан-Насиром были официально признаны права персидских исмаилитов-низаритов на занимаемые им в Кухистане территории, чему способствовала политика сближения с суннитами, проводившаяся низаритским имамом Джалал ад-Дином Хасаном (1210—1221). В 1213 году Джалал ад-Дин лично повёл свою армию на соединение с атабеком Музаффар ад-Дином Узбеком, одним из главных союзников ан-Насира. В знак признания роли низаритов в борьбе Узбека со своим мятежным военачальником имаму были дарованы города Абхар и Зенджан с окрестностями.
Борьба с сельджуками
К середине XII века владения халифата ограничивались областями бассейна Тигра и Евфрата от Тикрита до устья Шатт аль-Араба и от Куфы до Хульвана, иногда включая Хузистан. Несмотря на столь незначительные размеры области, где халиф правил, по выражению Ибн аль-Асира, «без султана», само существование такой области не могло не причинить некоторого ущерба престижу светской власти. Сельджукские султаны требовали от халифов, чтобы в Багдаде в хутбе упоминалось их имя; халифы упорно им в этом отказывали. Высокий диван, как называлось багдадское правительство, также объявлял себя источником власти султанов; от султанов требовали, чтобы они оказывали исключительный почёт не только халифу, но и его визирю.