Биография
В 1978 Мартынов прекратил композиторскую деятельность. С 1979 он преподаёт в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры. Занимался расшифровкой и реставрацией памятников древнерусского богослужебного пения, изучением древних певческих рукописей в ряде монастырей.
В 1984 Мартынов вернулся к музыкальному сочинительству, для которого характерна теперь осознанная тяга к канону. В музыкальной теории развивает идею «конца времени композиторов», а вместе с ним — исчерпание эстетики авторства, стилистики концертного исполнительства, культа «звёзд» и т. п. Владимир Мартынов — автор музыки более чем к 50 телевизионным и кинофильмам, среди которых «Михайло Ломоносов», «Особо опасные», «Холодное лето 53-го», «Николай Вавилов», «Смиренное кладбище», «Поворот», «Русский бунт», «Остров», а также ряду мультфильмов.
Пишет также музыку к театральным постановкам Ю. Любимова, Анатолия Васильева и др.
Исполнители
Произведения Мартынова исполняли Г. Кремер, А. Любимов, Т. Гринденко, С. Савенко, М. Пекарский, А. Батагов, Ансамбль Дмитрия Покровского, Kronos Quartet, Роман Мирошниченко и другие.
Признание
С 2002 в московском Культурном центре Дом ежегодно проходят фестивали сочинений Мартынова. Он — лауреат Государственной премии России (2003, вместе с Т.Гринденко).
Избранные музыкальные сочинения
- Четыре стихотворения В. Хлебникова, кантата (1964)
- Струнный квартет (1966)
- Концерт для гобоя и флейты (1968)
- Любовные послания для 9 инструментов (1970)
- Соната для двух скрипок (1970)
- Гексаграмма для фортепиано (1971)
- Асана для контрабаса соло (1972)
- Соната для скрипки (1973)
- Комде и Медан, балет (1974)
- Листок из альбома для камерного ансамбля (1976)
- Страстные песни для сопрано и камерного оркестра (1977)
- Гимны для солиста и рок-группы (1978)
- Серафические видения Франциска Ассизского, рок-опера (1978)
- Двенадцать побед короля Артура для семи фортепиано (1990)
- Апокалипсис (1991)
- Плач пророка Иеремии (1992)
- Magnificat (1993)
- Opus Posthumum (1993)
- Stabat Mater (1994)
- Танцы Кали-Юги эзотерические для инструментального ансамбля (1995)
- Ночь в Галиции, на стихи Хлебникова (1996)
- Народный танец для фортепиано (1997)
- Упражнения и танцы Гвидо (1997, о Гвидо д'Ареццо)
- Requiem (1998)
- Монофония для сопрано, фортепиано и колокольчиков на текст из «Улисса» Джеймса Джойса (2000)
- Игра человеков и ангелов. Мистерия (2000)
- Послеполуденный отдых Баха. (2000)
- Песнь песней для 3 хоров a cappella (2001)
- Новая жизнь, опера (2003, по Данте)
- Танцы на берегу для фортепиано и видео. Перформанс (2004)
- Интерьер после оргии для фортепиано (2005)
- Смерть дикого воина для струнного секстета и фортепиано на текст Д. Хармса (2005)
- Сингапур. О чужих краях и людях. Геополитическая утопия, симфония для оркестра и смешанного хора (2005)
- Regio Opus posth для фортепиано (Владимир Мартынов) и ансамбля (ансамбль OPUS POSTH) 2005)
- 58-я книга для фортепиано и ударных на слова А. И. Введенского «Последний разговор» (2005)
Музыка к мультфильмам
- Весёлая карусель № 5. «Не про тебя ли этот фильм?» (1973)
- «Ваня Датский» (1974)
- «Проделкин в школе» (1974)
- «День чудесный» (1975)
- «Дом, который построил Джек» (1976)
- «Шкатулка с секретом» (1976)
- «Догада» (1977)
- «Серебряное копытце» (1977)
- «Чудеса в решете» (1978)
- Весёлая карусель № 10. «Бабочка и тигр» (1978)
- «Мышонок Пик» (1978)
- «На задней парте» (выпуски 1, 2) (1978, 1980)
- «Премудрый пескарь» (1979)
- «Про Ерша Ершовича» (1979)
- «В поисках Олуэн» (1990)