Мозес Мендельсон: биография
В 1783 году Мендельсон издал капитальный труд «Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме» (Jerusalem, oder ?ber religi?se Macht und Judentum, 1783), в котором он излагал свои взгляды на государство и религию, христианство и иудаизм. По его убеждению, девизом государства должна быть веротерпимость, свобода совести и мысли, а различие веры не должно служить препятствием к использованию гражданских прав. Церковь же не должна пользоваться иной властью, кроме убеждения. Мендельсон утверждает, что христианство — религия веры, в то время как иудаизм — религия дела. Христианство, в отличие от иудаизма, придаёт догмату исключительное, абсолютное значение. Тора не приказывает верить в те или иные догмы, а приказывает исполнять законы, цель которых упорядочить и облагородить жизнь. Будучи одновременно убеждённым рационалистом и глубоко верующим человеком, Мендельсон доказывал, что в еврейской религии нет противоречия между разумом и верой. В то же время он отстаивал необходимость сохранения обрядового культа. Своим современникам, выбирающим между религией и общественной жизнью, он советовал: «Носите на себе, насколько можете, бремя обеих обязанностей — таков суровый приговор истории». Появление книги Мендельсона приветствовали наиболее выдающиеся умы того времени. Мирабо признал, что она «достойна быть переведённой на все языки», а Кант писал Мендельсону, что считает его книгу «провозвестницей великих реформ не только для еврейской нации, но и для других народов».
Среди других работ философа — «О принципах изящных искусств и наук» (Betrachtungen ?ber die Quellen und die Verbindungen der sch?nen K?nste und Wissenschaften, 1757); «О возвышенном и наивном в изящных науках» (?ber das Erhabene und Naive in den sch?nen Wissenschaften, 1758).
В 1785 году Мендельсон опубликовал книгу, «Утренние часы, или лекции о существовании Бога» (Morgenstunden, oder Vorlesungen ?ber das Dasein Gottes, 1785), посвящённую морально-теологическому доказательству бытия Бога и ставшую его философским завещанием. В ней он развивает идеи Спинозы, однако в противоположность ему, Мендельсон утверждает, что наряду с имманентным существованием мира в Боге, необходимо признать и существование мира вне Бога, хотя и в зависимости от Него. Тем самым и пантеист должен будет признать акт творения. Такова была, согласно Мендельсону, позиция Лессинга.
Галаха
Мендельсон относительно мало писал о Галахе (еврейском законодательстве). Хатам Софер цитирует Мендельсона под аббревиатурой РАМАД в связи с решением герцога Мекленбургского в 1772 году вести обязательную отсрочку похорон до третьего дня после смерти. Мендельсон одобрил эту меру против похорон живого человека. Хатам Софер высказался за традиционно быстрые похороны.
Библиография
На русском языке
- Моисей Мендельсон. Рассуждение о духовном свойстве души человеческой. СПб., 1806.
- Моисей Мендельсон. Федон, или о бессметрии души в трёх разговорах. СПб., 1841.
← предыдущая следующая →
Комментарии
Комментарии
хан Золотой Орды, потомок Чингисхана
монгольский хан, внук Чингисхана, основатель Золотой Орды
французская королева, жена Людовика XIII
российская императрица из династии Романовых
московский князь
французская королева
королева Англии, жена Генриха VIII
первый русский князь, основатель династии Рюриковичей