О знаменитости
Михаил Николаевич Аржанов: биография
С 1962 года М. Н. Аржанов начинает работать над портретом. Аржановские портреты можно рассматривать циклами, в которых полнота образа складывается из множества и разнообразия состояний. Энергичное движение кисти, контрасты сильного, в полный голос звучащего цвета создают ощущение мужественности и силы. Некоторые портреты, особенно женские, выходят за рамки жанра, перестают быть характеристиками конкретных людей, несмотря на явное сходство, сохраненное художником. Обобщенность, сила концентрации в них таковы, что портретные образы приобретают черты символов («Ева», 1967; «Аквариум», конец 1960-х; незавершенный цикл «Времена года» и др.).
Наиболее полно дар художника и своеобразие его личности сумел выразить пейзаж. Пейзажи М. Н. Аржанова наполнены движением. «Я пишу не природу, а свои чувства», — говорил художник. Ему было свойственно внимание к малой частице жизни и вместе с тем ощущение громадных пространств, мощных сил природы.
С середины 1960-х годов нарастает драматическая нота в творчестве М. Н. Аржанова. Поиски экспрессивной выразительности ведут к усилению роли цвета и света. Художник то использует спектрально-чистые цвета, добиваясь силы и пронзительности звучания, то смешивает их, заставляя пламенеть, словно вплавляя свет в живопись. Способы наложения красок, меняющийся характер мазка создают необычайное богатство и разнообразие живописной поверхности. В поисках новых выразительных возможностей соединял в одной работе темперу и масло, оставлял частично не записанным грунт, включая его цвет и фактуру в образное решение.
С первой же областной выставки, в которой Аржанов принял участие (и для него — единственной — 1958 г.), СГХМ имени А. Н. Радищева приобретается его «Зимний пейзаж» («Зимка») к.,м. 1957 г. Это было признание таланта и зрелости художника. Далее же, на протяжении всей жизни — тотальный запрет на участие в выставках. Независимый характер, «несоветское» поведение, общение с «антисоветскими» художниками: Н. Гущиным, Н. Кишиловым, Б. Свешниковым, знакомство с группой Билютина и создателями «Лианозовской школы» — Е. и Л. Кропивницкими, да и сами произведения М. Аржанова, свободные, неангажированные, говорящие о вечном, а не о «успехах социалистического строя», не могли способствовать интеграции живописца в официально признанные формы существования искусства. В местной прессе 1960-х годов (газета «Коммунист» Саратовского обкома КПСС) на протяжении нескольких лет разоблачались «формальные опыты М. Аржанова», травля происходила при полной невозможности для публики ознакомиться с работами художника (подробнее см.: В. Лопатин «Цвет — звук; свет, тьма» — «Волга». 2008. 1 (414).). Первая персональная выставка состоялась в 1984 году, спустя три года после смерти художника. Следом открылся ряд выставок художников, дотоле считавшихся антисоветскими: Н. Гущина, В. Юстицкого, В. Лопатина, В. Чудина. После 1991 года произведения М. Н. Аржанова показывались СГХМ им. А. Н. Радищева в 1991 (выставка «Формула цвета», художники круга Н. Гущина), 1995, 1998 годах, в 2008 году работы М. Аржанова показывались в помещении Поволжского Немецкого Банка, в 2009 в Доме-музее П. В. Кузнецова.
Библиография
- Пятницына И. Н. Михаил Николаевич Аржанов 1924—1981. Каталог выставки. Саратов 1987.
- Н.Свищева. «Драться за любовь». — газета «Саратовские вести», 27 февраля 1999 г.
- Свищева Н. «Противостояние» (газета «Богатей!», февраль 2000 г., № 3).
- Формула цвета. Каталог выставки. — Саратов, 1992
- Богадельщикова М. А. «…Все-таки у меня живопись настоящая…». Документальное повествование о художнике Михаиле Николаевиче Аржанове. — журнал «Волга — XXI век», 2007, № 7-8).
- Лопатин В. «Цвет — звук; свет, тьма» Волга 1(414) 2008 г.
← предыдущая следующая →
Страницы: 1 2
Комментарии
Комментарии
великий испанский художник
русский художник
нидерландский художник Возрождения, один из самых загадочных в истории искусства
итальянский художник
итальянский художник эпохи Возрождения
американский художник, король поп-арта
мексиканская художница
французский художник