Причислен к лику святых в 2000 году.
Образование
Родился в семье священника. Окончил Московскую духовную семинарию (1881 год), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1885 год), магистр богословия (1886 год, тема диссертации: «Книга пророка Иоиля»).
Священник и педагог
С 1885 года — преподаватель Вифанской духовной семинарии. Был рукоположен во диакона, затем во иерея. С 1890 года — законоучитель Александровского военного училища в Москве. Был также законоучителем 7-й Московской мужской гимназии, в гимназии Поливановой и в гимназии Арсеньевой, протоиереем храма св. великомученика Никиты в старых Толмачах.
Принадлежал к числу либеральных московских священников, выступал за реформирование различных сторон церковной жизни. В 1905 году был одним из наиболее либеральных деятелей Общества любителей духовного просвещения, ставшего в этот период центром активности сторонников церковных реформ.
В 1917 году стал членом Предсоборного совета. В 1917—1918 годах — член Священного Собора Российской Православной Церкви. Резко выступал против восстановления патриаршества. Напомнил Собору, что Св. Синод был признан всеми Поместными Православными Церквями, призвал соборян не смущаться и верить, что Господь Сам сохранит Свою Церковь. Заметил также, что в первые три века христианской истории патриаршества не существовало. Рассматривая 34 Апостольское правило, на которое чаще всего ссылались сторонники патриаршества, подчеркнул слова: «епископам всякого народа подобает знати первого в них». Это, по его мнению, значило, что в пределах одного государства могут быть несколько патриархов (у всякого народа): как патриарх Грузинский, так и патриарх Украинский, Сибирский и т. д.
Однако после избрания Святейшего Патриарха Тихона взгляды на патриаршество у него изменились, протоиерей Николай стал одним из соратников Святителя. Либеральные священники в 1917 году опасались того, что Патриарх может претендовать на монархическую роль в церкви, но практика не подтвердила эту точку зрения. Более того, в условиях жёсткого давления государства на церковь восстановление патриаршества выглядело принципиально важным.
Во время обстрела большевиками здания Александровского военного училища в ноябре 1917 года у него в квартире нашли приют несколько семейств офицеров. Принимал участие в похоронах юнкеров и офицеров, погибших во время взятия власти большевиками в Москве в 1917 году.
В 1918 году назначен настоятелем храма Всех Святых на Варварской площади. 19 августа 1918 года был приведён комиссаром Реденсом в ВЧК для получения справки о проведении обыска в храме, но был арестован и обыскан. Обвинение ему предъявлено не было, в заключении Реденса говорилось:
Из допроса гражданина Добронравова я вынес впечатление, что он принимал участие в политической жизни… хотя у меня нет материалов, дабы установить его роль в событиях июля 1917 года, а также в октябрьской революции; из всего же видно, что это вредный для революции «тип», который, будучи на свободе, наверняка спокойно сидеть не будет. Поэтому предлагаю отправить его в концентрационный лагерь.
Однако это предложение руководством ВЧК принято не было. Содержался в Бутырской тюрьме (камера 78) до апреля 1919 года, когда был освобождён.
В начале 1921 года стал настоятелем Крутицкого Успенского собора.
Архиерей
Овдовев, был пострижен в монашество и 31 июля 1921 года хиротонисан во епископа Звенигородского Московской епархии. В 1922 году за решительное противодействие «обновленческому» движению (тесно связанному с большевиками и дискредитировавшему идеи церковных реформ, которые отстаивали либеральные священники начала XX века) был арестован и приговорён к одному году ссылки в Зырянский край.