Ной: биография
Согласно Апокрифу Иоанна, архонты решили «сотворить потоп и погубить плоть всякую, от человека до животного». «Архонт Сил» сообщил об этих планах Ною и посоветовал ему: «Сделай себе ковчег из дерева негниющего, и укрой в нём себя с твоими детьми, с животными, с птицами небесными от мала до велика, и установи его на горе Сир». Однако этот ковчег был сожжён Ореей (Нореей), после чего Ной сделал другой ковчег. Также Ной рассказал о потопе людям, но большинство не поверило ему. По этой версии, Ной, в конечном счёте, укрылся не в ковчеге, а в «облаке света» вместе с некоторыми людьми «бессмертной расы», последовавшими за ним.
Легендарный материал освещает несколько моментов жизни Ноя. В частности, рассказывается о его рождении: тело новорождённого младенца озаряет ярким светом весь дом, младенец тотчас встаёт на ноги и начинает молиться. После этого, его дед Мафусаил, поражённый, идёт к пределам земли для встречи с Енохом, от которого узнаёт о будущей судьбе мальчика и даёт ему имя (согласно ефиопскому изводу книги Еноха).
В дренерусской литературе был популярен рассказ о потопе, в сочетании с рассказом о том, как дьявол пытался помешать Ною построить ковчег, а затем обманом проник в него. Данный рассказ, именумый «О потопе» помещался в Палее и других сборниках, известен в рукописях с XV века (Барсовская Палея, сборник монаха Кирилло-Белозерского монастыря Ефросина, Сказание Мефодия Патарского).
Согласно данному апокрифу, дьявол вынудил жену Ноя обманом узнать у мужа о порученном ему Богом строительстве ковчега, а затем попытался помешать строительству. После окончания постройки дьявол спрятался под подолом её платья и вместе с ней проник в ковчег, где, превратившись в мышь, попытался прогрызть дно ковчега. Однако по молитве Ноя Бог послал кота и кошку, которые убили мышь. Заканчивается апокриф благословением Бога Ноя и его потомства. В сказке, появившейся из этого апокрифа (см. «Голубиная книга»), жену Ноя зовут Евга, и, чтобы она могла узнать о задании, данном мужу Богом, чёрт учит её изготовлению водки, которой она напаивает мужа, и тот ей рассказывает о ковчеге. В другом тексте это — «квас, смешанный с травою» («Беседа отца с сыном о женской злобе», XVII век).
В мусульманской традиции
Позднейшие легенды о пророке Аллаха — Нухе и построенном им ковчеге излагаются иначе. Например, гору аль-Джуди (толкователями Корана эта гора то относилась к Месопотамии, то отождествлялась с Араратом), на которой, согласно Корану (11:46), когда «сошла вода», остановился ковчег, стали помещать не в Неджде, в Аравии, как в старых арабских источниках а на «Кирду, отделяющую Армению от Курдистана». Тафсиры содержат множество историй о потопе, включая рассказ о великане Удж, который вцепился в ковчег и спасся. Благодаря тафсирам стали известны и имена сыновей Нуха, спасшихся вместе с ним: Арк, Сам, Хам и Иафит. Жена Нуха представлена в тафсирах грешницей, которая считала его сумасшедшим и принижала значение миссии пророка.
Согласно преданию на ковчеге собралась вся семья Нуха, кроме жены и одного из сыновей по имени Йам. Он отказался плыть с отцом, надеясь спастись на горе, и погиб. По окончании потопа Нух просил Аллаха вернуть погибшего сына, но Аллах не внял его мольбам, поскольку неверующий сын уже не принадлежал к семье Нуха. Этот эпизод, которого нет в Библии, придаёт особую окраску сообщениям Корана: наказание для неверующих неизбежно.
Почитание в религии
В иудаизме
Еврейские комментаторы видят в выражении «земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями» (Быт.6:11) указание на предельную моральную деградацию человечества: «растлилась» означает сексуальные извращения, а «наполнилась земля злодеяниями» — социальную несправедливость. Вместе с тем, в Талмуде обращается внимание на то, что в речи Всевышнего, обращённой к Ною, в которой Господь впервые произносит свой приговор человечеству, упоминается только второй грех: «И сказал [Господь] Бог Ною …ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли» (Быт.6:13).
Комментарии
Комментарии
христианский богослов, философ и политик, один из отцов и влиятельнейших проповедников христианства
святой Русской церкви, основатель Троице-Сергиевой лавры
духовник императорской фамилии, личный целитель цесаревича Алексея, одна из самых одиозных личностей российской истории начала XX столетия
священнослужитель Православной Российской Церкви
американский религиозный деятель, второй президент Церкви Иисуса Христа Святых последних дней
итальянский религиозный поэт, монах-францисканец
княгиня Силезская, католическая святая, монахиня, покровительница сирот
архиепископ римско-католической церкви, дипломат