Поделиться:

О знаменитости

Николай Андреевич Рославец: биография


В условиях возрастающего интереса к Рославцу, вызванного открытием ранее не известных сочинений и начавшейся публикацией его наследия, позволившей говорить о «возрождении Рославца», обнаружилось дистанцированное отношение к композитору, в том числе, среди его соотечественников — композиторов модернистского крыла: так, в обширной дискуссии, посвященной открытию наследия русского музыкального авангарда (Гейдельберг, 1 ноября 1991 г.), В. Суслин категорически высказался о творчестве Рославца как «не имеющем для него ни малейшего значения», а Е. Фирсова подчеркнула, что музыка Рославца, в отличие от творчества Шенберга, её «не интересует».

С приходом перестройки в СССР далеко не лучшие агитационные произведения Рославца стали объектом партийно-патриотической пропаганды: так, 24 февраля 1986 г. в заключительном концерте цикла Брянского музыкального клуба «Созвучие», посвященном 27-му съезду КПСС, слушателям представили, наряду с произведениями Рахманинова, Скрябина, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Щедрина, Свиридова и кантатой М. Белодубровского «Ты в сердце, Отчизна», две песни Рославца «Ткач» и «Швея». В публикациях главы клуба «Созвучие», Заслуженного работника культуры РСФСР (1984 г.) М. Белодубровского, особенно подчеркивалось «духовное здоровье композитора», «земное начало», «глубинные связи с народом», «отсутствие преувеличений, крайностей, присущих направлениям современного Рославцу искусства», чуждость Рославцу «футуристической претенциозности» и «ложной философичности», а также проводились параллели с классикой соцреализма – романом «Мать» М. Горького. Все эти качества чрезвычайно импонировали начальству Брянского обкома КПСС, первому секретарю Суражского райкома партии В. В. Рогову и другим ответственным товарищам, упомянутых в письмах М. Белодубровского М. Лобановой, которая консультировала, по просьбе Э. Денисова, этого фаворита Брянского обкома КПСС по творчеству Рославца. Те же открытые Белодубровским качества позволили ему и в дальнейшем – его дочери, журналистке И. Севериной, постоянно сравнивать Рославца с Георгием Свиридовым. Подобные искусственные параллели опровергаются как поэтикой Рославца, убежденного космополита и противника любой «националистической музыки», так и творчеством и взглядами Свиридова -- иконы русского национализма, исступленно ненавидевшего АСМ, «онемечившей» русскую музыку, футуристов, театр Мейерхольда, поэзию Мандельштама и Ахматовой и многие другие явления культуры, связываемые им с «мировым злом» масоно-сионистского заговора, с неведомых пор преследующего «национально-направленное искусство» в целях замены его «сознательной бездуховностью».

Согласно газете «Коммерсантъ Daily», Владимир Пикуль (*1937), в бытность свою главным редактором московского издательства «Советский композитор» (позже — «Композитор»), помог в 1991 г. Е. Рославец издать произведения её дяди в B. Schott und S?hne. По словам Владимира Пикуля, он получил за свою помощь комиссионные в размере 33 500 DM, которые истратил на учёбу своих детей в Германии. Когда Тихон Хренников узнал об этом, он счел, что Владимир Пикуль незаконно присвоил 33 500 DM, которые должны принадлежать Союзу композиторов СССР. 6 мая 1991 г. по инициативе Т. Хренникова Союз композиторов СССР передал дело в прокуратуру Фрунзенского РУВД. Обвинение в «присвоении общественных средств» в валюте при отсутствии моратория на смертную казнь грозило Пикулю самыми строгими мерами наказания, вплоть до расстрела. В дальнейшем дело было прекращено за отсутствием составав преступления. В марте 1992 г. дело было возбуждено вновь по ходатайству Союза композиторов. К тому времени Пикуль потерял свое место (его преемником стал Григорий Воронов (1948—2008), однако выиграл 2 судебных разбирательства. Вопреки решениям суда, Пикуль не был восстановлен на работе, так как его должность была «сокращена». В конце концов, Пикуль потребовал возмещения «серьёзного морального и материального ущерба» и предъявил иск на 33 500 DM Тихону Хренникову.

В 1991 г. левое про-советское издательство «Le Chant du Monde», входившее в так называемую «семью ВААП», объявило о семи сочинениях Рославца, якобы завершенных Александром Раскатовым: вокальном цикле «Памяти А. Блока», симфонической поэме «В часы Новолуния», «Музыке для струнного квартета», сонате № 1 (1925) и № 2 (1926) для альта и фортепиано, фортепианной сонате № 6 и «Камерной симфонии» (1926), а также о переложении для баритона и ударных песни «Стучите!».

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Стуков Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт Франц Шуберт

австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора