Поделиться:

О знаменитости

Прабхат Ранджан Саркар: биография


Теория прогрессивного использования

П. Р. Саркар предсказал крах социалистической системы, а вслед за этим — глобальный кризис капитализма: двух моделей общества, равно пренебрегающих духовным началом. В 1959 году он разработал теорию прогрессивного использования (PROUT) — социально-экономическую концепцию, в основе которой лежат ценности, определенные в теории неогуманизма. Одним из основных положений неогуманизма является утверждение, что благополучие растений и животных имеет такую же ценность, как физическое, психическое и духовное благополучие человеческих существ. ПРАУТ был разработан как практическое средство, с помощью которого можно установить неогуманизм в сообществах и народах всего мира. Теория ПРАУТа отвергает как капиталистическую, так и социалистическую экономические модели, фокусируясь на максимально рациональном использовании всех ресурсов и справедливом распределении всех благ, производство которых основано на деятельности кооперативных предприятий и работе промышленности. В 1968 году Саркар основал организацию «Праутистский блок Индии» (PBI — Proutist Block of India) для того, чтобы воплощать идеи этой теории в социальной и политической сферах жизни общества.

ПРАУТ направлен на то, чтобы помочь бедным обрести экономическую независимость; также он подчеркивает, что на общественных лидерах, равно как и на каждом преуспевающем человеке, лежит огромная моральная ответственность за благополучие всего общества. Настаивая на экономической демократии, ПРАУТ выступает за ограничение накопления благ. Естественно, что у подобной теории не могли не появиться противники среди капиталистов и коммунистов Индии и других стран.

Неогуманизм

В своих работах П. Р. Саркар утверждал, что люди, вместо того, чтобы отождествлять себя с определенной расой, религией, национальностью или языковой группой, должны считать себя частью одной великой семьи, включающей все человечество. Этот тип общественного мировоззрения он называл «универсализмом». В 1982 году, в серии бесед, опубликованных в книге «Неогуманизм: освобождение разума» он отметил, что традиционный гуманизм имеет некоторые серьёзные дефекты. Прежде всего, такой гуманизм не распространяется на растения и животных. Люди говорят о «человеческих правах», но продолжают отрицать возможность существования прав животных и растений. Другим дефектом гуманизма является то, что он лишен мощного духовного фундамента и часто вырождается в псевдогуманизм. Примером может служить то, как многие так называемые развитые нации оказывают гуманитарную помощь менее развитым странам во имя гуманизма, но одновременно с этим транснациональные корпорации в безрассудной погоне за прибылью вытягивают из менее развитых стран их богатства и ресурсы.

П. Р. Саркар представил миру новую формулировку гуманизма, имеющего своей основой духовность, назвав его «Неогуманизм». Неогуманизм является теорией, основанной на духовности, расширении восприятия мира, экологических и социальных изменениях. Она описана Саркаром в книге «Неогуманизм: освобождение разума», где говорится о природе человека и способах раскрытия потенциала всего общества и отдельной личности. Это целостная философия, охватывающая вопросы о цели жизни, деятельности общества и многие другие аспекты человеческого существования.

Как объясняет Саркар, в основе неогуманизма лежит универсальная любовь. Другими словами, в человеке должна жить любовь ко всей Вселенной, живой и неживой природе. Выдвигается точка зрения, что человечество находится в неразрывном единстве со всей материей Вселенной. Саркар подчеркивает, что человеческим существам необходимо защищать живые и неживые сообщества. Уважение права животных на существование, сохранение видов, практика вегетарианства всемерно поощряются и считаются важнейшими составляющими духовного образа жизни.

В неогуманизме говорится о двух принципах, которыми преимущественно руководствуются люди: принцип личного (эгоистического) удовольствия (Атма-Сукха Таттва) и принцип социального равенства (Сама-Самаджа Таттва). Принятие принципа социального равенства развивает доброжелательность и желание помогать, это становится жизненным правилом; принятие идеи о единстве всех форм жизни развивает в человеке ответственность, соразмерную той роли, которую человеческие существа играют в структуре Вселенной. Следование принципу личного удовольствия, напротив, способствует тому, что для человека теряет значение все, кроме его собственного удовольствия и его собственного успеха, он перестает задумываться о том, как его поступки сказываются на окружающих. Философия неогуманизма поддерживает основанную на принципе социального равенства «истинно человеческую культуру» и отвергает «псевдокультуру», «продажную культуру», которая развивает эгоизм и стремление к получению удовольствий.

Комментарии

Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить

Владимир Стуков Владимир Стуков

композитор и вокалист группы HELLO

Джери Холливелл Джери Холливелл

британская певица

Саманта Фокс Саманта Фокс

английская певица и фотомодель

Вячеслав Згура Вячеслав Згура

российский певец

Булат Окуджава Булат Окуджава

советский поэт, композитор, сценарист и прозаик

Эдвард Григ Эдвард Григ

норвежский композитор

Франц Шуберт Франц Шуберт

австрийский композитор

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Олег Белай – жизненный путь основателя Инвестиционной группы ТРИНФИКО

Дума ТВ

Дума ТВ

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора

Евтушенков Владимир вкладывает в высокотехнологичное развитие агросектора